Атипичный аутизм у детей

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Запоздавший диагноз

Если вашего ребёнка диагностируют позже, не в детстве, то сразу переходите к полностью открытому разговору. Вы не сделаете своему ребёнку никаких одолжений, скрывая от него его диагноз, когда ему 13 лет. Я могу гарантировать вам: он знает, что он другой. Он может не знать, как это называется, но он знает, что это такое. Если вы не дадите ему ярлык для этого, то его сверстники и учителя определённо это сделают. Эти ярлыки часто бывают гораздо менее добрыми, чем те, которые ему следовало бы иметь. И попытка скрыть диагноз и отрицать, что он другой, только усилит общественное предубеждение, что люди, которые отличаются, как-то неполноценны и позорны.

Частью проблем, которые приходят с диагнозом позже в жизни, часто является отрицание или негодование. Эта проблема обычно возникает из-за социальной тревоги. В конце концов, к тому времени, когда ваш ребёнок учится в средней школе, его учат сверстники (а иногда и учителя), что любая аномалия неприемлема и за ней следуют издевательства и насмешки. Говорить ребёнку, что он странный и будет странным до самой смерти, часто не то, что подросток хочет услышать. Проблема в основном вызвана страхом вашего подростка быть запуганным и оскорблённым за то, кто он есть. Ведь сам по себе он, скорее всего, уже усвоил идею, что быть тем, кто он есть, как-то неправильно. Я прошёл этот путь и могу сказать, что он был не из приятных.

Таким образом, некоторые родители склонны думать, что лучше подождать, пока ребёнок не закончит школу и не выработает лучшее чувство самоидентификации и самоуважения, прежде чем рассказывать ему о диагнозе. Общее рассуждение состоит в том, что они не хотят негативно влиять на самооценку своего ребёнка в особенно трудные подростковые годы, когда самооценка человека особенно уязвима. Хотя я могу понять эту точку зрения, я не думаю, что это хорошая идея. Исходя из личного опыта я знаю, что я, вероятно, не был бы счастлив узнать об аутизме, когда мне было 13 лет. Но факт в том, что отрицание и негодование в конце концов прошли бы. И после этого я мог бы узнать больше о себе и других людях, подобных мне. Это было бы намного лучше для моей общей самооценки, чем оставлять меня потерянным на недружественной территории.

Может потребоваться некоторое время, но если вы просто дадите своему ребёнку немного терпения, информации и пространства, тогда он в конечном итоге узнает об этом. Может быть, какое-то время вам будет тяжело, но лучше пройти через трудный период в течение нескольких месяцев, чем потеряться на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, если у вашего ребёнка не было какого-то серьёзного расстройства в его жизни (например, смерть члена семьи), сделайте ему одолжение и скажите ему, что он — аутист и что это значит. С этим может быть трудно справиться сначала, но польза, когда он узнает, кто он и каково его отношение к миру, стоит того.

Представленный выше материал — перевод главы из книги «Поздравляю! Ваш ребёнок — странный» («Congratulations! Your Child Is Strange»).

Социализация

— Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться «заглядывать в глазки». О том, что «страдает визуальный контакт», мысли не возникло.

— Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза — это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется — контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю — никогда на людей не пялилась, взгляд «в пространство», такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.

— Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать «не смотрит в глаза». Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят — долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. «Имеет право интересоваться тем, что ему нравится»- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит — не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!

Временами отсутствие реакции на звуки и голос.

— У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала – реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука – тугоухость исключена

— Также и с именем — другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: «Катя» — девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде — ни на улице, ни дома, никогда….

— Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.

Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).

— Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И… Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так — сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.

— Они учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.

— Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.

Диагноз и прогнозы

Если ребенку диагностируют аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим.

Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то станет намного труднее, если вообще возможно. Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину?

Но аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма у детей может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение. Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни.

Нетрудно догадаться, что очень много зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.

Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни».

Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить. С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса.

Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильямс (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают. Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.

Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, дети с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.

Для них характерны следующие признаки:

  • отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
  • стереотипность в играх;
  • страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
  • задержка в развитии;
  • нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
  • появление речевых стереотипий;
  • игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

Лечение Аутизма у детей:

Обучение ребенка аутиста должно проходить по другим схемам, чем таковое для обычных детей. Родителями должна быть оказана соответствующая поддержка. Это и есть основные оси лечения аутизма у ребенка.

Детей с рассматриваемым симптомом отдают в специализированные детсады. Дома проводят поведенческие программы с целью уменьшения вспышек гнева, страха, агрессивных выпадов, количества ритуалов. Семье может понадобиться временная помощь по уходу за больным.

Если у аутиста есть сопутствующая эпилепсия, применяют используются стандартные антиэпилептические лекарственные средства. Основные симптомы аутизма нельзя вылечить психотропными средствами. Но они могут смягчить сопутствующие симптомы, если применять их в составе комплекса психологического и образовательного воздействия.

Лечение тяжелой тревоги, самоповреждения, депрессии, повторяющегося поведения проводят иногда с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.

Стимуляторы могут снизить сопутствующую гиперактивность, но у ребенка может нарастать повторяющееся поведение. Показано, что нейролептики, такие как галоперидол и рисперидон, уменьшают повторяющееся поведение, агрессивность и возбуждение, однако эти их потенциальные преимущества следует соотнести с возможными осложнениями лечения нейролептиками.

Прогноз. Среди детей с полным синдромом аутизма примерно 70% приобретают полезную речь. Если к пяти годам изменений не произошло, то в дальнейшем их не стоит ожидать. Аутистическая отчужденность улучшается более чем в ½ случаев, сменяясь на активный, но странный социальный интерес.

В подростковом возрасте проходят изменения:

  1. Пик начала припадков приходится на возраст 11-14 лет.
  2. Гиперактивность может смениться на явно сниженную активность и инертность.
  3. Примерно 10% детей с аутизмом в подростковом возрасте утрачивают языковые навыки, иногда наблюдается интеллектуальное снижение. Но этот спад не прогрессирует, хотя утраченные навыки обычно не восстанавливаются.
  4. Возбуждение становится всё более распространенным, иногда оно приводит к значительным агрессивным выпадам.
  5. Неуместное сексуальное поведение может причинять неприятности.

К взрослой жизни примерно 10% индивидуумов, имевших полный синдром аутизма, работают и способны заботиться о себе сами. Еще меньше имеют хороших друзей, вступают в брак или становятся родителями. Хорошие показатели долгосрочной социальной независимости – наличие речи к пяти годам и IQ ребенка. Дети с невербальным IQ ниже 60 после взросления почти гарантированно будут иметь тяжелые социальные нарушения и не смогут жить самостоятельно. У детей, у которых более высокий IQ, больше шансов стать независимыми. Но Однако у детей с классическим аутизмом, даже если IQ достаточный, и речь развита к 5-ти годам, шанс хорошего социального исхода во взрослой жизни только 50%.

Для более легких аутистических расстройств прогноз обычно лучше. Аутичные индививиды не подвержены повышенному риску развития шизофрении во взрослой жизни.

Диагностика аутизма у детей: основные этапы

Центр «Доброе слово» – не клиника. Мы не ставим однозначный диагноз. Но если вы считаете, что у вашего ребенка – аутизм, обращайтесь к нам. Наши специалисты:
• проводят беседы с родителями;
• наблюдают за ребенком, изучают особенности его поведения, речи и навыков общения;
• при необходимости выдают направления в медицинские клиники, занимающиеся нейрообследованием и выявлением метаболических нарушений аутистического спектра.
Диагностика детского аутизма выполняется:
• руководителем Центра «Доброе слово»;
• куратором направления АВА-терапии;
• АВА-терапистами, проводящими специальное тестирование;
• нейропсихологами;
• специалистами московских клиник.
Первая консультация руководителя проводится для ознакомления с основной проблемой ребенка. Родителей при этом знакомят с работой Центра, им предлагается план мероприятий, позволяющих своевременно распознать ранний аутизм. Затем ребенка и семью консультируют специалисты в области АВА-терапии. Также осуществляется наблюдение за поведением, речью, общением ребенка. Консультацию проводят несколько специалистов: АВА-куратор и терапист, который в дальнейшем будет работать с ребенком.
Специалисты Центра «Доброе слово» анализируют поведение ребенка и определяют симптомы, которые могут свидетельствовать об аутистическом расстройстве. Как правило, о серьезных проблемах говорит наличие не менее шести симптомов, два из которых относятся к качественному нарушению социальных взаимодействий, а один описывает ограниченное и повторяющееся поведение.
Родители и специалисты сразу получают рекомендации и выявляют основное направление работы с ребенком. Нейропсихологи Центра «Доброе слово» по результатам всесторонней диагностики определяют не только очевидные проблемы развития и поведения, но и функциональные особенности развития отделов головного мозга. Благодаря сотрудничеству с ведущими клиниками в области исследования и лечения детей с аутизмом родители имеют возможность выяснить наличие нейровоспалительных и/или метаболических нарушений в развитии аутистического спектра ребенка.
Полная и всесторонняя диагностика раннего детского аутизма позволяет разработать наиболее эффективную программу коррекции. При этом уже на ранних этапах общения со специалистами Центра «Доброе слово» родителей знакомят с самыми известными, работающими методами и технологиями помощи детям с аутизмом.
Родители, которые обращаются в Центр «Доброе слово» за диагностической помощью, быстро получают ответы на вопрос, как выявить аутизм. Они сразу начинают помогать своему ребенку развиваться правильно, сокращая время на раздумья и поиск нужных методов и специалистов.

Каждый месяц проводится динамическая диагностика: специалисты коллегиально изучают достижения ребенка, анализируют изменения в поведении и развитии. Постоянный контроль дает возможность своевременно корректировать программы, направленные на решение проблем семей, которым требуется профессиональная помощь при раннем детском аутизме.

Диагностика Аутизма у детей:

Аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков:

  1. коммуникативных нарушения
  2. трудностей в социальном взаимодействии
  3. повторяющегося, стереотипного поведения.

Причем следует учитывать, что они появляются, пока ребенку не исполнилось 3 года. Если же ему больше 3-х, врачу следует задуматься о другом диагнозе. Нейропсихологи для уточнения диагноза проводят исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний. Из указанных классификаций минимум 6 симптомов должно быть у ребенка, чтобы ему поставили диагноз «аутизм».

За ребенком нужно наблюдать в среде, которая является привычной для него. Следует провести интервью с родителями с применением стандартизированных документов. Применяют Опросник для диагностики аутизма. Анамнез собирается по Шкале наблюдения для диагностики аутизма.

Если ребенка госпитализировали, используют Оценочную Шкалу Детского Аутизма. Такие методы применяются в Европе и США, а в наших странах нет стандартов диагностики и соответствующе обученных врачей. Как правило, педиатр с трудом может заподозрить аутизм у малыша с нетипичным поведением, а родители часто умалчивают некоторые факты, очевидно, боясь страшного диагноза и отказываясь в него верить.

При подозрении на аутизм у ребенка следует провести медкомиссию, в составе специалистов должны быть психиатр, невролог и психолог, а также узкий специалист по заболеваниям аутистического спектра, родители и воспитатели (в случае посещения ребенком детсада).

Диагностика аутизма у детей усложнена тем, что данное заболевание сложно отличить от подобных. Это опасно, поскольку лечение аутизма не такое, как при умственной отсталости или шизофрении. Если ребенка лечить неправильно, аутист никогда не станет нормальным. Чем раньше начато лечение, тем большие результаты оно даст, позволив ребенку стать полноценным членом общества.

Что делать?

Если вы замечаете, что ребенок не копирует и не повторяет ваши действия, слишком замкнут на своих внутренних процессах, подолгу не переключается, не понимает обращённой речи к двум годам (может не говорить и не повторять слова, это вариант задержки, но это поправимо). Если ребенок просто вас не понимает — начинайте комплексное обследование, покажите ребёнка хорошему детскому неврологу и детскому психиатру.

Не стоит бояться врачей. Хороший детский психиатр – это не «авторитетная» тётенька-профессор с сорокалетним стажем, которая смотрит ребёнка на вставая из-за стола в течении пятнадцати минут, а потом выписывает нейролептики на пяти листах.

Хороший детский психиатр — это прогрессивный врач, который играет, общается с малышом не менее получаса

Потом отправляет его обследование ЖКТ и нервной системы, подробно расспрашивает о родовом и генетическом анамнезе, осторожно назначает медикаментозную поддержку , а затем — развивающие занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом и сенсорно-интегративным терапевтом

Здесь очень важна первичная диагностика, чтобы вовремя начать работать с симптомами. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов у ребёнка на полноценную жизнь в будущем. Очень многое удаётся поправить, если вы проводите раннюю диагностику.

Главное — сохранять адекватный взгляд на ситуацию, не поддаваться настроениям «у нас все плохо», но и не впадать в глухую защиту «все нормально, он перерастёт». Поддерживающий любящий родитель всегда будет на стороне своего ребёнка и специалисты лишь помогут выстроить грамотную поддержку в случае отставаний в развитии.

Самое главное, для нас родителей, и, наверное, основное: любить ребёнка любым. Таким, какой он родился. Просто вовремя и грамотно поддерживать, если ему нужна помощь.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector