Когнитивизм и нонкогнитивизм
Содержание:
- Примеры психологического диссонанса из жизни
- Похожие термины:
- Влиятельные когнитивные психологи
- Разновидности
- Стресс влияет на когнитивные способности
- Принципы
- Использование в повседневной жизни
- Как развиваются когнитивные функции ребёнка
- Виды когнитивных процессов
- Что значит когнитивный диссонанс?
- Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
- Специальные методики
- Как преодолеть
Примеры психологического диссонанса из жизни
Хорошо, если ситуация, ввергающая в когнитивный диссонанс, не касается тебя лично. Увидел — почесал затылок — пошел дальше. Значительно хуже, если в ситуацию диссонанса (что это?) ставят жизненные обстоятельства. Столкновение базиса и надстройки, желаемого и действительного, жизненных принципов и требований внешней среды порой настолько противоречиво, что может загнать человека в глубокий тупик.
Впервые человек осознанно сталкивается с этим в семье и школе. Примеров множество. «Курить вредно, увижу – выпорю», — говорит папа, пуская кольца дыма. «Нельзя брать чужое», — говорит мама, принося с работы пару упаковок бумаги для принтера.
«Обманывать нехорошо», — говорят оба, и заталкивают сумку под сиденье, чтобы не платить за багаж. У ребенка, родительский авторитет для которого поначалу нерушим, начинается приступ когнитивного диссонанса – это значит, что он не может сделать выбор.
Впоследствии родители удивляются — чадо, мол, совсем отбилось от рук, не уважает, и глухо к воспитательным мерам воздействия. А это как раз и есть последствия диссонанса, наложившего отпечаток на неокрепшую психику ребенка.
Если взрослый человек, столкнувшись с противоречивой ситуацией, пожмет плечами, покрутит пальцем у виска, посмеется или, психанув, продолжит идти своим путем, то в нежном возрасте несоответствие между знаемым и увиденным может нанести ощутимую психологическую травму.
А поскольку двойственные ситуации поджидают человека в течение всей жизни, то выбор приходится делать регулярно. Так мужчина, обожающий женщин с пышными формами, ради общественного статуса может встречаться с моделью. Но при этом состояние неосознанного дискомфорта у него будет нарастать, пока не достигнет критической точки.
Женщина, воспитанная на патриархальных ценностях, будет строить карьеру, мучаясь от чувства вины за то, что мужу и детям не достается ее внимания. А это ведь прямой путь к депрессии.
После окончания школы девушка поступает в медицинскую академию, чтобы продолжить семейную династию, хотя с детства мечтала стать археологом. Возможно, повзрослев, она сменит профессию, чтобы избавиться от постоянного психологического напряжения, связанного с нелюбимой работой (избавится от гештальта).
» alt=»»>
Это, конечно, не самые сложные жизненные ситуации, вариаций гораздо больше. Не прозвучит преувеличением, что они подстерегают человека на каждом шагу. Вот и попробуй тут сохранить здоровье психики…
Похожие термины:
переживание человеком противоречия в своих знаниях.
Этот подход основан на том принципе, что чувства и действия человека перестают соответствовать ситуации, после того как он начинает расшифровывать эту ситуацию, пользуясь иррациональными и потом
особенности познавательной деятельности человека.
связан с трансляцией и овладением знаниями, процессами восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, необходим при любом подходе к обучению, но особую роль играет в «знаниевой» парадигме образова
способ, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию из окружения; то есть высшие психические процессы, которые мы используем, чтобы узнать и объяснить мир.
характеристика личности ученика на основе двух факторов: а) степени ориентации личности при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в против
явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депри
наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющ
основная, наиболее употребительная и разработанная область таксономии, включающая большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителя — от запомина
одно из ведущих структуралистских направлений в антропологии, которое занимается выявлением и сравнением когнитивных категорий в разных культурах.
(познание, изучение, осознание) – способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
направление в психологии XX в., задачей к-poro является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
визуализация, которая выполняет иллюстративную функцию и способствует естественно-интеллектуальному процессу получения новых знаний.
Грамматические описания языков, ориентированные на рассмотрение когнитивных аспектов, процессов и структур языковых явлений, т. е. на их связи с процессами познания мира, восприятия, памяти, мышле
Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассма
информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Характерным примером такой технологии является компьютерная графика, позволяющая в п
Теория обучения, возникшая в противовес аудиолингвальному методу. К. т. о. я. предполагает понимание учащимися структуры языка (для чего даются необходимые пояснения), так и последующую интенсивну
актуализация умственных способностей индивида в процессе значимой и активной деятельности по восприятию, осмыслению, пониманию, усвоению и творческому воспроизведению разнообразной семиотичес
наука, изучающая связь активности головного мозга и других сторон нервной системы с познавательными процессами и поведением
Особое внимание когнитивная нейробиология уделяет изучению нейронно
Влиятельные когнитивные психологи
- Джон Р. Андерсон
- Алан Баддели
- Дэвид Осубель
- Альберт Бандура
- Фредерик Бартлетт
- Элизабет Бейтс
- Аарон Т. Бек
- Роберт Бьорк
- Гордон Х. Бауэр
- Дональд Бродбент
- Джером Брунер
- Сьюзан Кэри
- Ноам Хомский
- Фергус Крейк
- Антонио Дамасио
- Герман Эббингаус
- Альберт Эллис
- К. Андерс Эрикссон
- Уильям Эстес
- Юджин Галантер
- Витторио Галлезе
- Майкл Газзанига
- Дедре Джентнер
- Витторио Гуидано
- Филип Джонсон-Лэрд
- Даниэль Канеман
- Нэнси Канвишер
- Эрик Леннеберг
- Алан Лесли
- Виллем Левелт
- Элизабет Лофтус
- Александр Лурия
- Брайан МакУинни
- Джордж Мандлер
- Жан Материя Мандлер
- Эллен Маркман
- Джеймс Макклелланд
- Джордж Армитаж Миллер
- Ульрих Нейссер
- Аллен Ньюэлл
- Аллан Пайвио
- Сеймур Пейперт
- Жан Пиаже
- Стивен Пинкер
- Майкл Познер
- Карл Х. Прибрам
- Джакомо Риццолатти
- Генри Л. Рёдигер III
- Элеонора Рош
- Дэвид Румелхарт
- Элеонора Саффран
- Даниэль Шактер
- Отто Зельц
- Роджер Шепард
- Ричард Шиффрин
- Герберт А. Саймон
- Джордж Сперлинг
- Роберт Штернберг
- Ларри Сквайр
- Саул Штернберг
- Энн Трейсман
- Эндел Тулвинг
- Амос Тверски
- Лев Выготский
Разновидности
Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.
Ощущением и восприятием
На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить, как извне, так и из глубин нас самих.
Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы Гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.
Вниманием
Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимания тому, к чему испытываем наибольший интерес.
Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.
Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.
Памятью
В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.
Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.
Высшими (сложными когнитивными процессами)
Умом (интеллектом)
Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.
Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько вариантов методик.
Мышлением
Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.
Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.
Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.
Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.
К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.
Речью
Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).
Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться
Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально, если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить
Стресс влияет на когнитивные способности
В исследовании профессора Дэвида Альмейда приняли участие почти 3000 добровольцев. Перед началом все люди прошли тест на уровень развития когнитивных способностей.
Далее в течение восьми дней учёные каждый вечер брали интервью у участников, задавая вопросы об их физическом состоянии, хронических заболеваниях, настроении и количестве стрессовых ситуаций за день. Также людей спрашивали, сколько положительных эмоций они пережили за предыдущие 24 часа.
Около 10% участников ни разу не сообщали о стрессе в течение периода исследования. При этом они чаще остальных находились в хорошем настроении и реже страдали хроническими заболеваниями. С другой стороны, именно эти люди имели более низкие баллы в тесте на когнитивные способности: результаты выглядели так, будто их мозг был старше фактического возраста на 8 лет.
Участники, которые не сообщали о стрессе, также отмечали меньше положительных событий в своей жизни, реже оказывали и получали эмоциональную поддержку. Большую часть этой группы составляли неженатые мужчины среднего возраста.
«Я вижу, что люди часто воспринимают негативные и позитивные события как противоположные друг другу, но на мой взгляд они взаимосвязаны
Стрессовые ситуации создают для вас возможности решить проблему — например, вынуждают починить компьютер, который внезапно вышел из строя перед важной встречей в Zoom», — говорит профессор Альмейда. . «Переживать эти моменты может быть неприятно, но экстренное решение задач позитивно сказывается на когнитивных функциях мозга
Такое влияние стресса становится особенно ценным помощником в сохранении здоровья ума по мере того, как мы стареем», — добавляет ученый
«Переживать эти моменты может быть неприятно, но экстренное решение задач позитивно сказывается на когнитивных функциях мозга. Такое влияние стресса становится особенно ценным помощником в сохранении здоровья ума по мере того, как мы стареем», — добавляет ученый.
Альмейда отмечает, что незначительный повседневный стресс также может быть маркером социальной активности. В этом случае, по его словам, стресс — всего лишь показатель того, что вы заняты жизнью.
Принципы
Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.
- Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
- Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
- Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
- Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
- Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
- Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.
Использование в повседневной жизни
Обладая информацией о существующих (классифицированных на сегодняшний день) когнитивных искажениях, вы сможете более рационально оценивать окружающую вас информацию, возникающие ситуации, людей и себя. Анализируйте восприятие вышеперечисленного через призму этих знаний. Надеемся, это поможет вам «отделить зерна от плевел» в соответствующих ситуациях и будет способствовать принятию правильных решений. Изучайте себя, развивайте свои умственные способности.
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — психология, ориентированная на эксперименте и математическое моделирование мышления
Отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики
Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования, а также при построении систем искусственного интеллекта.
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский.
Как развиваются когнитивные функции ребёнка
Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:
Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша
Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание
Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.
Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.
Стадии когнитивного развития ребенка
Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:
- словесно-логическое мышление;
- вербальная и образная память;
- письменная речь.
Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.
Виды когнитивных процессов
Низшие или базовые
Ощущение и восприятие
Целеустремленность — что это такое в психологии
Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.
Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует
Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.
Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.
О памяти
Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:
- Память краткая или кратковременная;
- Память сенсорного типа;
- Память семантического вида;
- Память рабочего характера;
- Память автобиографического направления и другие.
Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.
Внимание и память
Процессы сложные и высшие
Интеллект или ум
Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.
На заметку
Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана
Мышление
Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.
Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.
Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.
Речь
Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.
Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.
Мышление и речь
Что значит когнитивный диссонанс?
Феномен когнитивного диссонанса был описан в 1957 году американским психологом Л. Фестингером. Он отметил, что люди стремятся к внутренней гармонии и балансу между информацией, которую они получают, и своими собственными мотивами, идеями и опытом из прошлого.
Состояние умственного или психологического дискомфорта, которое возникает при нарушении этого баланса, называется когнитивным диссонансом. Это также может быть вызвано логическими противоречиями, противоречиями между мыслями, знаниями, убеждениями, отношениями, действиями, чувствами или эмоциями.
Согласно теории баланса, люди стремятся к гармонии, последовательности и согласованности в своей системе знаний о мире. Психике сложно находиться в состоянии тревожной несогласованности, вызывающей неприятные ощущения.
Поэтому сознание стремится сгладить возникающее противоречие.
Классический пример – курильщик узнает о негативных последствиях курения. Это вызывает когнитивный диссонанс: удовольствие / вред. Человек может:
- бросить курить («хочу сохранить свое здоровье»);
- убедить себя, что курит мало («это не может сильно влиять на здоровье»);
- обосновать свою привычку, с учетом новых фактов («я буду курить меньше / заменю сигареты менее вредными»);
- найти в курении положительные стороны («пока я курю, я не поправляюсь»);
- искать данные, опровергающие вред курения («сведения преувеличены, есть люди, кто всю жизнь курит и хорошо себя чувствует»).
По сути, людям свойственно блокировать невыгодную информацию, обесценивать ее негативные аспекты, находить нужные доказательства, оправдывать свой выбор и успокаивать себя.
Так работает защитный механизм, который позволяет сохранить психическое здоровье в условиях стресса, а также адаптационный механизм, помогающий приспосабливаться к некомфортной жизненной ситуации.
Причины
Такое состояние может возникнуть по нескольким причинам:
- из-за логического противоречия, вроде «мне все равно на мнение окружающих, но я хочу стать знаменитым»
- из-за несоответствия решений и поведения человека культурным обычаям, принятым в его стране, социальной группе или семье
- когда новая информация противоречит прежней картине мира
2 следствия после КД:
- Человек стремится установить соответствие (консонанс) с действительностью.
- В будущем будет избегать таких ситуации, которые вызвали такое состояние.
Как же согласовать свои внутренние чувства и убеждения со своим поведением?
- Оправдать себя. Например, сказать беременной женщине, что она предатель (раз забеременела от тебя так неожиданно) или какая-то не такая, тем самым оправдав свой трусливый побег от нее.
- Избегать ситуаций, вызывающие диссонанс. Пообещал себе не кушать после 18:00 – будь добр придерживаться этому правилу. Сам себе же пообещал.
- Действовать, меняя свою модель поведения или отношение к возникшей ситуации или явлению.
Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.
Вам будет интересно:Халява, приди! Что такое халява и как ее получить?
Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.
Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)
Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).
Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.
Специальные методики
Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.
Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:
Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми
Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
Пагубные зависимости
Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.
Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.
Как преодолеть
Теория когнитивного диссонанса относится к мотивационным теориям. Это значит, что это явление рассматривается как некий поворотный момент, определяющий дальнейшее поведение человека.
Столкнувшись с когнитивным диссонансом, человек, как мы уже сказали, стремится к противоположному состоянию. Оно называется консонансом — это баланс, гармония.
Варианты в целях восстановления консонанса по большому счёту только два:
1) Игнорировать обстоятельство, вызвавшее когнитивный диссонанс, постараться забыть о нём, отвлечься на что-то другое.
Вы можете это делать как осознанно, так и подсознательно. Скажем, в случае со столкновением со странным человеком ваш мозг может убедить вас в том, что вы ничего не видели или вам всё показалось. Или же вы сами, взвесив «за» и «против» можете прийти к такому выводу.
2) Начать менять свои убеждения, внедряя в свою картину мира новые элементы.
Причём происходить это может по-разному. Например в случае с информацией от «плоскоземельщика», вы можете просто признать, что такие чудаки существуют — принять этот факт. А можете пойти на поводу и согласиться с его доводами.
Также часто говорят о понятии когнитивного диссонанса в контексте выбора человека в сложной ситуации. Тогда помимо указанных двух вариантов говорят ещё о третьем — изменении собственной линии поведения.
Это описано в следующем видео:
Единственно правильного варианта, конечно, нет — по сути любой имеет право на существование и может быть эффективен в зависимости от ситуации.
Что ж, надеюсь, об азах я рассказал и когнитивного диссонанса у вас не возникло.
Успехов в саморазвитии!