Когнитивные расстройства
Содержание:
- Особенности развития когнитивной сферы
- Что такое легкое когнитивное расстройство
- Нарушения когнитивного развития и коррекция
- Причины возникновения
- Легкое когнитивное расстройство
- Подсказки со стороны
- Методы диагностики
- Когнитивные нарушения
- Перепады настроения, связанные с психическими расстройствами
- Диссоциативные расстройства
- Online-консультации врачей
- Когнитивное расстройство у детей
- Лечение органической патологии и психических расстройств
- Хождение по ночам: особые вопросы
Особенности развития когнитивной сферы
Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:
- 0-2 года. Развивается сенсомоторный интеллект (взаимодействие происходит через чувственное восприятие).
- 2-7 лет. Развивается дооперационный интеллект (появление обобщающих понятий в отрыве от конкретного объекта).
- 7-12 лет. Период конкретных операций (формирование отдельных понятий в группы и системы).
- 12-15 лет. Период формальных операций (готовность мозга работать с гипотетическими и абстрактными понятиями).
Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.
Что такое легкое когнитивное расстройство
Если у пациента наблюдается незначительное ухудшение познавательных функций по сравнению с предшествующим началу патологии состоянием, то речь идет о когнитивном расстройстве. Симптоматическая картина этого нарушения мало выражена. Обычно пациенты жалуются на сложности концентрации внимания, забывчивость, быструю утомляемость при умственных усилиях. Диагностика включает нейропсихологическое или патопсихологическое исследование когнитивной сферы, консультацию невролога и психиатра. При ЛКР требуется комплексный подход к терапии, сопровождающийся приемом медикаментозных препаратов, коррекцией рациона и режима дня, психокоррекционными занятиями.
Нарушения когнитивного развития и коррекция
Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.
Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть
Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата
Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться
Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций
Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!
Причины возникновения
>Данная патология является не отдельным заболеванием, а промежуточным состоянием между нормой и деменцией. ЛКР спровоцирована патологическими процессами в центральной нервной системе:
Сосудистые заболевания: мультиинфарктные состояния, инфаркты головного мозга, сочетанное сосудистое и геморрагическое поражение мозга, хроническая церебральная ишемия. Когнитивные нарушения могут наблюдаться во время протекания основного заболевания и в виде последствий;
Нейродегенеративные болезни, к которым причисляются: хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, сенильная деменция Альцгеймеровского типа, прогрессирующий надъядерный паралич и деменция с тельцами Леви. Расстройства когнитивной сферы предшествуют развитию основной симптоматики;
При демиелинизирующих патологиях ЛКР проявляется на ранних стадиях рассеянного склероза, прогрессивного паралича, прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Когнитивное расстройство усиливается в процессе прогрессирования основного заболевания;
Черепно-мозговые травмы могут вызывать стойкое или временное познавательное нарушение в период посттравматического повреждения. Клиническая картина зависит от характера, глубины, диффузности или локальности поражения;
Дисметаболические энцефалопатии приводят к нарушениям метаболизма и расстройству работы внутренних органов. Это провоцирует нарушения функций центральной нервной системы. Вызывать когнитивные нарушения могут гипогликемические, почечные, дистероидные, печеночные. Гипоксические энцефалопатии, недостаток белка и витамина В, отравления;
Если нарушения когнитивной сферы спровоцированы нейроинфекциями, то расстройство проявляется на ранних стадиях при болезни Крейтцфельдта-Якоба, ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, острых и подострых менингоэнцефалитах. В последнем случае расстройства являются следствием инфекционного процесса;
При опухолях мозга патология наблюдается на начальных стадиях. Симптоматика зависит от локализации новообразования.
Механизм развития
Патогенез нарушения крайне разнообразен и зависит от основного заболевания. В пожилом возрасте определяющими оказываются механизмы старения.
На базе цереброваскулярных нарушений легкое когнитивное расстройство развивается в 68% случаев. При этом ЛКР обусловлено недостаточностью кровообращения из-за патологических изменений церебральных сосудов. Второе место по распространенности занимает атрофия, то есть дегенеративное поражение мозговых тканей. Около 13-15% пожилых и старых пациентов страдают от тревожно-депрессивных расстройств.
Легкое когнитивное расстройство
Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций. Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.
Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,
при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.
Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции. Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.
Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.
Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).
Подсказки со стороны
Нередко пациент узнает о патологическом «сожительстве» благодаря окружающим. К нему подходят абсолютно незнакомые люди, но ведут себя так, будто знают больного достаточно хорошо, но называют другим именем. Они ведут беседы о совершенно неизвестных фактах. Описывают ситуации, которые, с их слов, проживали вместе с больным.
Окружающие говорят о поступках, совершенных человеком, которые он также не помнит. Например, девушка, устраиваясь на новое место работы и проработав один день, в конце получала отказ о трудоустройстве. Причиной служили агрессивные высказывания и необоснованные вспышки гнева, о которых сама работница не подозревала. О них ей сообщало руководство и сотрудники. Таким образом, субличности способны нанести урон главной личности.
Случается, что близкие или знакомые отворачиваются от «многоликого» человека, проявляют пренебрежение, негатив, игнорируют, по его мнению, совершенно беспочвенно. Впоследствии выясняется, что человек, уже со слов близких, неправильно себя повел, оскорбительно высказался в чей-то адрес. Но объективно оценить ситуацию он не может, поскольку неадекватное поведение проявило одно из Эго-состояний.
Методы диагностики
Для постановки диагноза требуется консультация психиатра, невролога, клинического психолога. При этом применяются критерии с учетом акцента состояния познавательной сферы, памяти. Различать легкое когнитивное расстройство необходимо с олигофренией, деменцией и психоорганическим синдромом. Для этого используют:
- Психологическое тестирование, оно может включать патопсихологическое или нейропсихологическое обследование. Отмечается легкая степень нарушения кратковременной памяти, небольшая неустойчивость внимания, колебания динамической психической деятельности. Возможно, но не обязательно снижение абстрактно-логической функции. Результат определяется с учетом уровня образования, возраста, сферы деятельности пациента;
- Беседа с психиатром и неврологом позволяет установить анамнез и выявить симптоматику. Характерными являются жалобы на общую растерянность, повышенную утомляемость, трудности концентрации внимания и запоминания. Больными, работающими в умственной сфере, отмечается сложность при формулировке логических выводов и абстрактных идей;
- Физиакльный осмотр у невролога призван установит причины, и дифференцировать заболевания от других патологий. Могут отмечаться небольшие, но стойкие неврологические расстройства: дискоординаторные явления, анизорефлексия, симптомы орального автоматизма и глазодвигательная недостаточность. При этом отчетливых синдромов не прослеживается.
Когнитивные нарушения
Третья группа расстройств – это так называемые «Когнитивные нарушения», которые, с моей точки зрения, в отличие от первых двух, могут действительно быть напрямую связаны всё-таки с нейротоксическим влиянием ковидной инфекции на центральную нервную систему, на её основные компоненты, на серое и белое вещество, на проводящие пути, на сами нейроны. Нервные клетки, оказавшись в условиях тяжелой выраженной интоксикации, могут, мягко говоря, уставать, давать сбои, а в каких-то случаях и гибнуть.
И тогда мы допускаем вероятность постковидной интоксикационной энцефалопатии, то есть тех самых заболеваний головного мозга, которые уже являются, скорее всего, точкой приложения для неврологической помощи. И эти изменения в головном мозге можно увидеть на определённых обследованиях.
Для нас психиатров, конечно, эти пациенты доходят, являясь носителями расстройств памяти, расстройства внимания, расстройства счета, концентрации, исполнительных функций, планирования и всего того, что мы объединяем под термином когнитивные функции. Такой пациент, переболев ковидом, закрыв больничный лист в своей поликлинике, должен выходить на работу. Если эта работа связана с умственным трудом или с высокой концентрацией внимания, он не может составить бухгалтерский отчет, не может провести совещание, не может договориться о встрече и так далее и тому подобное.
У него появляются слабости именно умственных способностей
В этой ситуации очень важно провести неврологические обследования и получить соответствующую помощь.
Перепады настроения, связанные с психическими расстройствами
Хотя изменения настроения могут быть совершенно нормальными, вызванными стрессом, эмоциональными нагрузками. В другом случае они свидетельствуют о психическом заболевании.
При анализе и диагностике психических расстройств, особенно биполярного расстройства и пограничного расстройства личности, совокупность интенсивных, быстрых и частых смен настроения иногда называют эмоциональной лабильностью.
Однако лабильное настроение присуще не только психическому заболеванию. Это также наблюдается у людей с черепно-мозговой травмой, инсультом и болезнью Альцгеймера, а также с другими заболеваниями.
Если вы испытываете изменения в настроении наряду с другими необычными признаками и симптомами психического состояния, посетите своего лечащего врача
Знание первопричины очень важно для поиска наиболее эффективного способа лечения перепадов настроения. От этого зависит эффективность терапии
Депрессия
Перепады настроения также характерны для депрессии, особенно если ее не лечить. Настроение человека может колебаться от раздражительности до крайней грусти до вспышки гнева. У людей, находящихся в депрессии, могут быть и другие симптомы, такие как:
- Чувство грусти, безнадежности и бесполезности;
- Неспособность наслаждаться любимыми занятиями;
- Проблемы со сном или слишком много сна;
- Есть больше, чем обычно, или потеря аппетита;
- Чувство истощения, усталости и утомления;
- Проблемы с концентрацией и / или принятием решений;
- Испытывают мысли о смерти или самоубийстве.
Подобно депрессии и иногда ее называют «более легкой» формой биполярного расстройства, циклотимия — это состояние, характеризующееся периодами плохого настроения, которые чередуются с повышенной активностью, поднятым настроением.
Узнайте: 8 способов выйти из депрессии самостоятельно
Биполярное расстройство
Перепады настроения — отличительный симптом биполярного расстройства. Существует два основных типа биполярного расстройства: биполярное расстройство I и II типа. Для обоих характерны периоды мании или гипомании (поднятым настроением), которые чередуются с депрессивным состоянием. Некоторые люди испытывают оба набора симптомов одновременно, что называется смешанными эпизодами.
Биполярные перепады настроения могут содержать некоторые или все симптомы депрессивного или маниакального / гипоманиакального эпизода. Человек, переживающий эпизод мании, может:
- Говорить много или очень быстро;
- Испытывать избыток энергии;
- Ввязываться в различные авантюры;
- Сильно раздражаться;
- Часы сна меньше, чем обычно, но нет усталости;
- Быть более активным или целеустремленным, чем обычно (например, браться за новые проекты, работать больше или усерднее и начинать новые хобби)
В период депрессии человек с биполярным расстройством может:
- Чувствовать себя никчемным или безнадежным;
- Перестать чувствовать желание заниматься тем, что раньше доставляло удовольствие;
- Испытывать грусть, часто плакать или рыдать;
- Чувствовать себя истощенным или вымотанным;
- Трудно сосредоточиться на мыслях, задачах;
- Сон больше, чем обычно;
- Аппетит больше или меньше, чем обычно;
- Суицидальные наклонности.
Время, необходимое для того, чтобы эпизоды изменили настроение могут быть разными и варьироваться в зависимости от человека. Люди с симптомами быстрой смены циклов могут испытывать смены ежедневно или еженедельно, в то время как другие могут оставаться в одном типе эпизодов в течение месяцев или лет.
Лекарства, используемые для лечения биполярного расстройства, могут помочь справиться с этими интенсивными изменениями. Следует отметить, что исследователи становятся все компетентнее в изменении настроения у людей с биполярным расстройством, что может помочь врачам диагностировать и лечить это состояние.
Пограничное расстройство личности
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — еще одно расстройство психического здоровья, которое может вызывать стойкие перепады настроения. Эти изменения настроения обычно интенсивны и изменчивы, могут длиться от нескольких часов до нескольких дней. Смена настроения не единственный симптом.
Другие признаки ПРЛ включают:
- Импульсивное и рискованное поведение;
- Приступы ярости или паники;
- Чувство опустошенности или беспокойства;
- Самоповреждение, угроза или попытка самоубийства;
- Эмоциональные и интенсивные отношения с другими;
- Вспышки гнева, неуместный гнев и неспособность контролировать вспыльчивость;
- Потеря времени или ощущение «вне» собственного тела.
Диссоциативные расстройства
Это целая группа заболеваний, объединенных следующими симптомами и признаками:
- нарушение когнитивных функций – памяти, восприятия, мышления;
- потеря ощущения собственной идентичности;
- изменения сознания;
- потеря контроля над движениями своего тела.
К диссоциативным относят следующие расстройства:
- диссоциативная амнезия;
- фуга;
- деперсонализационное;
- диссоциативное расстройство личности.
Понятие «диссоциация» означает отщепление, отделение от целостной личности отдельных идей, ощущений, носящих неблагоприятный характер. В норме она выступает как механизм психологической защиты на негативные обстоятельства.
Всем известно ощущение «как будто это происходит не со мной», когда человек находился в стрессовой, травмирующей ситуации. Создается впечатление, что перенесенные переживания существуют отдельно от сознания. Индивид смотрит на них как посторонний наблюдатель.
Диссоциация для здорового индивида – полезная, необходимая защита психики, которая помогает:
- собраться в эмоционально сложных, тяжелых ситуациях;
- взглянуть на травмирующие события со стороны;
- трезво, непредвзято оценить сложившиеся обстоятельства;
- выбрать правильное решение.
Такая защита включается в особо тяжелых условиях: после перенесенного физического или сексуального насилия, катастроф, потери близкого человека, тяжелой психологической травмы. Сверхвпечатлительные люди обращаются к ней чаще обычного.
Проблема начинается, когда диссоциация становится главным защитным способом переживания негативных эмоций, и защита включается слишком часто. Человек начинает теряться в реальности, уже не понимая, где его переживания, а где – чужие. Так и развивается диссоциативное расстройство идентичности.
Причиной становится детская психическая травма, полученная обычно в возрасте до 9 лет, или систематические тяжелые эмоциональные удары (насилие, стрессы). Однако не каждый человек подвержен развитию заболевания
В зону риска попадают люди с неуравновешенной нервной системой, легко внушаемые, демонстративные, любящие внимание
Online-консультации врачей
Консультация массажиста |
Консультация онколога-маммолога |
Консультация специалиста банка пуповинной крови |
Консультация генетика |
Консультация детского невролога |
Консультация доктора-УЗИ |
Консультация общих вопросов |
Консультация гастроэнтеролога |
Консультация уролога |
Консультация дерматолога |
Консультация онколога |
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика) |
Консультация эндоскописта |
Консультация педиатра |
Консультация нарколога |
Новости медицины
Устройство и принцип работы магнитной мешалки,
26.05.2021
Быстрая доставка лекарств на сервисе mednex.com.ua,
30.04.2021
6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021
Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021
Новости здравоохранения
Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021
В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021
Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020
Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020
Когнитивное расстройство у детей
Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.
Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.
Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.
Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.
Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.
Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.
К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию
Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей
Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.
Лечение органической патологии и психических расстройств
Прежде всего, следует установить причину возникновения органической патологии. От этого будет зависеть тактика лечения.
При инфекционной патологии следует назначить антибиотики, чувствительные к возбудителю. При вирусной инфекции – противовирусные препараты и иммуностимуляторы. При геморрагических инсультах показано оперативное удаление гематомы, а при ишемических – противоотечная, сосудистая, ноотропная, антикоагулянтная терапия. При Болезни Паркинсона назначают специфическую терапию – леводопосодержащие препараты, амантадин и др.
Коррекция психических нарушений может быть медикаментозной и немедикаментозной. Наилучший эффект показывает сочетание обеих методик. К медикаментозной терапии относят назначение ноотропных (пирацетам) и церебропротективных (цитиколин) препаратов, а также транквилизаторов (лоразепам, тофизопам) и антидепрессантов (амитриптиллин, флуоксетин). Для коррекции нарушения сна применяют снотворные средства (бромизовал, фенобарбитал).
Важную роль в лечении занимает психотерапия. Хорошо себя зарекомендовали гипноз, аутотренинг, гештальт-терапия, психоанализ, арт-терапия
Особенно это важно при лечении детей в связи с возможными побочными эффектами медикаментозной терапии
Информация для родственников
Следует помнить, что больные с органическим поражением головного мозга зачастую забывают принимать назначенные препараты и посещать группу психотерапии. Нужно всегда напоминать им об этом и следить за тем, чтобы все предписания врача выполнялись в полной мере.
Если вы заподозрили у своих родственников психоорганический синдром, как можно быстрее обратитесь к специалисту (психиатру, психотерапевту или неврологу). Ранняя диагностика является залогом успешного лечения таких больных.
Хождение по ночам: особые вопросы
Часто владельца беспокоит прежде всего то, что собака ходит по ночам.7 Это может стать неотложной и даже угрожающей жизни проблемой, так как владельцы, сталкивающиеся со многими бессонными ночами и чувствующие безнадежность ситуации, могут прибегнуть к эутаназии. Быстрого снижения беспокойства и восстановления нормальных циклов сна и бодрствования может быть достаточно для облегчения кризиса, связанного с нарушением сна. Можно давать животному мелатонин, лучше всего за 30 минут до сна. Если мелатонин используется для восстановления ночного сна, желательно не давать его в другое время дня. Некоторые препараты, такие как дифенгидрамин, фенобарбитал или тразодон, обладают седативным эффектом, если давать их перед сном. Если собака получает антигистаминные препараты или фенобарбитал по другим показаниям, возможно, лучше давать их перед сном. Пожилые собаки могут быть чувствительнее к седативному действую лекарств; таким образом, даже если собака получает эти лекарства несколько лет, узнайте, вызывают ли они седацию в дневное время.
Посмотрите, как ведет себя собака – трудно засыпает вечером или засыпает нормально, но просыпается в середине ночи, так как это требует различных действий. Если собаке или кошке сложно заснуть, однако затем она спит хорошо, препараты для снижения тревожности, способные улучшать сон, в зависимости от ситуации могут стать эффективной дополнительной терапией в сочетании с коррекцией поведения. Могут быть эффективны бензодиазепины с быстро наступающим и кратковременным анксиолитическим и седативным действием. Возможно, что для пожилых животных, особенно при нарушенной функции печени, клоназепам, лоразепам или оксазепам предпочтительнее алпразолама или диазепама, так как не образуют активных промежуточных метаболитов. Если собака нормально засыпает, но просыпается ночью, причина может быть в боли, потребности опорожнения мочевого пузыря или кишечника, дезориентации или даже эпилептических приступах. Можно попробовать пробную дополнительную терапию габапентином для облегчения боли. Габапентин обладает противосудорожным действием, а также способен стабилизировать настроение. Создайте животному комфортное место для сна при помощи диффузора Adatil для поддержания эмоционального благополучия. Некоторым пожилым собакам помогает подогреваемая лежанка, обеспечивающая комфорт при нервно-мышечных заболеваниях
Убедите владельцев, что им следует проявлять внимание к потребностям своего животного ночью и что игнорировать такое «плохое поведение» не нужно. Возможно, для того, чтобы животное улеглось спать ночью, достаточно просто немного успокоить его – это мягкая и человечная стратегия
Некоторые владельцы считают, что животное следует игнорировать по ночам; это может усилить дезориентацию и беспокойство собаки с когнитивным нарушением. Определенно, что наказание или выговор за поведение, вызванное дезориентацией, противопоказаны. Восстановить нормальные циклы сна и бодрствования для всех членов семьи также можно при помощи ежедневной активности, включая прогулки на свежем воздухе, пребывание на солнце и физические упражнения. Избегайте чрезмерных нагрузок или их резкого увеличения.
Предпочтительны меры, стимулирующие ментальные функции. Совместное времяпровождение, доставляющее удовольствие и укрепляющее привязанность пожилого животного к владельцу, предпочтительнее режима со строгим послушанием.
У пожилого животного развивается уникальная привязанность и взаимоотношения с семьей, где оно живет. При определении и лечении проблем поведения, связанных с возрастным снижением когнитивных способностей или СКД, следует относиться к старой собаке с сочувствием, которого она заслуживает.