Акцентуация характера в психологии — определение и типы с описанием
Содержание:
- Классификация акцентуаций по Личко
- Факторы, влияющие на формирование акцентуаций характера
- Классификация по Леонгарду
- Как определить психотип человека
- Истероидный тип
- Акцентуации характера как крайний вариант нормы
- Эгофильный, тип личности: краткая характеристика, описание
- Педант и перфекционист: отличия и сходства
- Гипертимный тип
- Классификации расстройства
- Понятие об акцентуации
- Общая характеристика
- Причины акцентуаций
Классификация акцентуаций по Личко
Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:
- Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
- Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
- Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
- Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
- Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
- Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
- Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
- Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
- Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
- Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
- Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.
Факторы, влияющие на формирование акцентуаций характера
- Процесс воспитания. Обычно вызвано тем, что родители вовсе не контролируют ребенка или напротив, чрезмерно его опекают. Ребенку может не хватать любви, внимания, общения со сверстниками.
- Препятствия в развитии. Речь идет о периоде обучения в школе. Нередко устанавливается авторитарный и принуждающий стиль общения. Ребенок в школе должен чувствовать себя свободно и иметь все возможности для самореализации.
- Когнитивный кризис. Нередко при общении с окружающими у подростка возникают внутренние и внешние барьеры, что приводит к нервозным срывам.
- Дисгармония с внутренним Я. У человека появляются проблемы с самооценкой, он считает себя недостойным, возникает ощущение неполноценности.
Классификация по Леонгарду
Немецкий психиатр Карл Леонгард основательно изучал проблемы и особенности психики человека. Он является одним из первых авторов, предложивших концепцию акцентуализации и типологии личности.
Типы акцентуации характера по Леонгарду:
- Эмотивный — отличается добротой, умеет проявлять сострадание, ценит родных и друзей. В делах обязателен и исполнителен. Из недостатков — склонен к слезливости и депрессивным состояниям. Иногда бывает стеснительным.
- Аффективно-экзальтированный — обладает хорошим эстетическим вкусом, общительный и открытый. Но в стрессовых ситуациях может поддаться панике.
- Аффективно-лабильный — отличается мягким и ранимым характером. Не переносит уединения и равнодушного отношения окружающих. Склонен к резким перепадам настроения.
- Тревожный — дружелюбный и добрый. Бывает чрезмерно самокритичен и неуверен в себе. Нуждается в поддержке окружающих, поскольку не умеет отстаивать свою точку зрения.
- Гипотимный (дистимный) — серьёзный, сосредоточенный и немногословный. Ценит близких людей, но часто бывает замкнутым.
- Гипертимный тип акцентуации характера отличается активностью, оптимизмом и трудолюбием. Однако не всегда доводит начатое до конца. Не выносит уединения.
- Возбудимый — склонен к частым перепадам настроения. Обычно ведёт себя спокойно и сдержанно, умеет заботиться о близких. Однако в период эмоциональной вспышки плохо контролирует своё поведение.
- Застревающий — обладает ответственностью, стрессоустойчивостью, целеустремлённостью и стойкостью. Требователен к себе. К недостаткам можно отнести ранимость, подозрительность, обидчивость, склонность к ревности. Иногда может застревать на негативных эмоциях.
- Педантичный — характеризуется аккуратностью и скрупулёзностью. Неукоснительно следует правилам, добросовестный и спокойный. Но если педантизм приобретает гипертрофированный характер, человек становится занудливым и придирчивым.
- Демонстративный — обладает харизмой, хорошим воображением и лидерскими качествами. Артистичен и общителен. Но при этом может быть эгоистичным и тщеславным. Болезненно переносит, если ему уделяют недостаточно вниманию (по его мнению).
- Интровертированный. Замкнутый и погружённый в свой внутренний мир. Общителен лишь в кругу близких людей. Обладает хорошим воображением.
- Экстравертированный. Общительный и дружелюбный. Внимательный в работе. Иногда может быть легкомысленным и импульсивным.
Как определить психотип человека
Швейцарец К. Г. Юнг стал первым создателем классификации психотипов, которая положила начало науке о личности – соционике. Взаимодействие личности в социуме основывается на теориях других учений о поведении человека.
Всего учёный выделил восемь типажей. Соционика определила 16 типов, взяв за основу два направления личности: интроверты и экстраверты. Первые имеют следующие названия и характеристики:
️ Логико-интуитивный. Не любит пустые разговоры, общается, по сути. Для ответов на вопросы пользуется логикой или интуицией.
️ Интуитивно-логический. Осторожен в решениях, взвешивая «за» и «против», не рискует. Любит комфорт и спокойствие во всём.
️ Логико-сенсорный. Педант и реалист.
️ Сенсорно-логический. Пунктуален, честен, чувствителен.
️ Этико-интуитивный. Хороший друг, который сопереживает и даст совет, имеет качества воспитателя.
️ Интуитивно-этический. Чувствует людей, может расположить к себе. Любит хорошо выглядеть и отдыхать.
️ Этико-сенсорный. Не пускает посторонних людей к себе в душу, постоит за семью.
️ Сенсорно-этический
Спокойно переносит рутину, не конфликтует, ценит внимание и заботу
Второе направление имеет те же названия, но с уклоном экстраверсии.
️ Логико-интуитивный. Трезво оценивает обстоятельства, что не мешает риску. Способен не поддаваться на провокации, точно следуя своей цели.
️ Интуитивно-логический. Не любит однообразие, кипит новыми идеями, воплощая их в жизнь.
️ Логико-сенсорный. Заботлив и общителен с близкими, иногда бывает упрямым. Возможно, это помогает всегда завершать начатое.
️ Сенсорно-логический. Прирождённый победитель любой ценой. Склонен подчинять.
️ Этико-интуитивный. Эмоциональная и настойчивая личность, всё просчитывает наперёд.
️ Интуитивно-этический. Благодаря наблюдательности, чувствует настроение людей. Поддержит в трудную минуту.
️ Этико-сенсорный. Обладает влиянием на людей, но способен и на самопожертвование.
️ Сенсорно-этический. Умея манипулировать людьми, сам скрывает свою истинную натуру, чтобы это не использовалось против него же.
Приведённые характеристики очень актуальны в наше время, они помогают выявлять проблемы социума.
Истероидный тип
Истероидный тип – характерные черты: беспредельный эгоцентризм;
Ненасыщаемая потребность в сочувствии, восхищении, поклонении;
- Демонстративность в поведении и эмоциональности (Жириновский);
- Предпочтение ярких цветов;
- Эмоциональная депрессивность при отсутствии глубоких чувств (импрессия – переживание; экспрессия – выражение);
- Эмоциональная экспрессивность – часто средство манипуляции окружающими людьми, эмоциональный шантаж;
- Склонны к суицидальному демонстративному поведению (суицидальность возникает как реакция на жизненные проблемы);
- Болеют, симулируют (Наташа Ростова; до летального исхода обычно не доводят);
- Актерские способности – с легкостью вживаются в любые роли (большинство актеров – истероиды);
- Завышенный уровень притязаний в сочетании с неспособностью к кропотливому труду;
- Наблюдается несоответствие между «я хочу» и «я могу» (есть желания отсутствуют способности);
- Умеют «ловить момент», находчивые;
- «Вожаки на час» (лидер на время);
- Склонны к рисовке, позерству, приукрашиванию себя и демагогии;
- Защитные механизмы: отрицание, вытеснение (забывают неприятные моменты);
- Форма и образ жизни: «на людях и для людей» (предпочитают дружить либо с известными и популярными людьми, либо с теми, кто создают им «выгодный фон», чтобы выглядеть лучше на невзрачном фоне);
«Слабые места», сложности:
1. Равнодушие и игнорирование со стороны окружающих;
Сложности психотерапевтической работы с истероидами:
Придя к психологу, основной целью их посещения является не излечение, а «светская беседа».
Акцентуации характера как крайний вариант нормы
Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных
черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются
в подростковом и раннем юношеском возрасте.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности
транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых
аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении
вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет
отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным.
Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных
психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных
нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо
считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот
тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций,
для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее
же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации
Знание типа
акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ
в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии
(индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет
предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к
дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются
с повзрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут
проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях
Социальная
дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним
вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного
типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует
возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение
обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте
особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных
факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления»,
могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении.
При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными,
но компенсируются и обычно не мешают адаптации.Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена
не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях,
черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются
совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться
под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные
требования к «месту наименьшего сопротивления».
Существует две классификации типов акцентуаций — первая предложена
К. Леонгардом (1968), а вторая А.Е. Личко (1977). Сопоставление этих
классификаций приводится в
Эгофильный, тип личности: краткая характеристика, описание
У эгофильного типа личности преобладающим является инстинкт самосохранения. Такому человеку свойственны качества:
- эгоцентризм
- приверженность консервативным взглядам
- готовность пренебречь потребностями социума для собственной безопасности
- человек не способен рисковать
- такой человек ощущает постоянное беспокойство за свое здоровье и благополучие
Детство:
В младенчестве проявляет повышенную осторожность, потому ходить начинает позже других детей.
Во время сборов в детский сад он может проявлять недовольство вплоть до истерики.
Он робкий и старается не отпускать от себя мать.
Во взрослом состоянии
Став взрослым, человек эгофильного типа личности:
- может истерически реагировать на необходимость отправиться в больницу, санаторий
- склонен к различным фобиям
- не способен терпеть боль
- противник всяческих оздоровительных процедур
- такой человек проявляет беспокойство при возникновении неизвестных ему ситуаций, в присутствии незнакомых людей
- консервативен
- проявляет недоверчивость
- мнителен и подозрителен
У человека такого типа выражена сосредоточенность исключительно на самом себе, он боится любых рискованных предприятий. Велика вероятность развития фобий и истерического поведения.
Для эгофильного типа личности собственная безопасность и здоровье превыше всего.
Оправданием для таких людей является то, что благодаря их чрезмерной осторожности сохраняется генофонд. Эгоцентристы — хранители генофонда
Педант и перфекционист: отличия и сходства
Педантов часто путают с перфекционистами. Эти понятия действительно похожи, педантичность может выступать причиной перфекционизма, но есть существенная разница: педантичный человек стремится к порядку, а перфекционист – к идеалу.
Другие отличия педантизма от перфекционизма:
- Педант ориентируется на самооценку, внутренние требования и убеждения. Перфекционисту важна оценка со стороны, от этого зависит его самооценка.
- Перфекционист стремится к идеалу, ради чего он способен искать новые пути решения. Педант консервативен.
- У педанта больше развит объективизм, например, ему важна не идея дел и мнение людей, а форма выполнения и соблюдение требований даже в мелочах.
- В отличие от перфекциониста педант может быть доволен результатом, если все выполнено строго по правилам.
Педант и перфекционист обладают схожими чертами личности: повышенная тревожность, зацикленность на неудачах и негативных переживаниях, сомнения в правильности своих действий и выборов.
Гипертимный тип
Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.
Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.
Классификации расстройства
Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.
Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.
Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством
Классификация Личко
В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.
Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:
- заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
- психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
- трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.
Классификация Леонгарда
Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.
Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:
- гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
- от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
- личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.
Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда
Акцентуация характера по Шмишеку
Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.
Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.
В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.
Понятие об акцентуации
Монография К. Леонгарда, изданная в 1968 г., состоит из 2 частей. В 1-й книге на основе диагностических исследований дан анализ личностей с особым выделением качеств личности и нестандартной реакцией, которые он обозначил как акцентуации. Во 2-й части он иллюстрирует теорию на примере характеристик литературных персонажей из произведений мировой классики, используя для этого примерно 30 сочинений У. Шекспира, О. Бальзака, М Сервантеса, И. В. Гете, Л. Н. Толстого и др.
Этой книге предшествовала монография 1964 г. «Нормальные и патологические личности». Уже в ней было положено начало классификации акцентуаций. Крупный психиатр в своем труде выделяет 10 безупречных типов и несколько переходных. Все они отличаются различным сосредоточением.
С точки зрения К. Леонгарда, акцентуация не является патологией, психическим расстройством, а только предельным проявлением нормы. Это дисгармония развития характера, выражающаяся в излишнем проявлении отдельных свойств, вызывающая обостренную ранимость личности по отношению к отдельным воздействиям и препятствующая ее приспособлению в неординарных ситуациях. В специфических неблагоприятных обстоятельствах такое заострение способно породить психопатическую патологию.
Проявление акцентуации возникает лишь спорадически в единичные периоды формирования личности. Чаще всего это происходит у подростков, а в процессе взросления выравнивается. Особенности акцентуированного характера обнаруживаются не при любых условиях, а только в определенных ситуациях. Избирательная чувствительность личностных черт, проявляющаяся в отношении одних реакций, часто уживается с неуязвимостью к другим воздействиям. От личностного расстройства акцентуация отличается тем, что в ней одновременно не присутствуют все признаки патологии:
- Утрата способности приспособления к общественным условиям (социальная дезадаптация);
- Постоянство во времени;
- Воздействие на все жизненные сферы.
Акцентуации бывают явные и скрытые (латентные) – это зависит от их уровня выражения. Явные акцентуации заметны регулярно, скрытые наблюдают лишь в неординарных обстоятельствах. Естественное психическое состояние может мягко сменяться акцентуацией, которая при неблагоприятных обстоятельствах способна перейти в психопатию.
Леонгард установил 12 типов акцентуаций, имеющих по происхождению различную локализацию: 10 основных и 2 вспомогательных.
Общая характеристика
Педанты испытывают радость и удовлетворённость жизнью крайне редко. Так как в основном всегда озабочены какими-то вопросами. Например, правильно ли выполнили работу, разложили инструменты по местам, проверили, замкнута ли дверь и так далее.
Обычно у них все вещи разложены по своим местам, и если кто-то посмеет их убрать куда-то, то конфликту не миновать
В доме обычно царит идеальный порядок, неважно, женщина в нём живет или мужчина
Уборка проводится дотошно, медленно и основательно. Это, естественно, может приводить в ужас и злость других членов семьи, которых педант достаёт моралями и требованиями ему соответствовать.
Готовка занимает массу времени, потому что каждый продукт будет тщательно вымыт, осмотрен, как и посуда с рабочей поверхностью. Поэтому гости – это редкость для педанта. Ведь они могут намусорить, что-то сломать, а это лишний повод для беспокойства.
На педантов можно положиться, мало того, что они добросовестные работники, так ещё и с сильно развитым чувством справедливости. Им совесть не позволит кого-то обмануть, нажиться на чужом горе.
Они верны и пунктуальны. Но в личной жизни не всё гладко. Ведь расслабляться и наслаждаться жизнью – это совсем не их призвание
Так что избранникам приходится ждать, когда их «половинка», наконец, освободится от всех дел, и уделит внимание семье
А это, как вы могли догадаться, происходит крайне редко. Ведь столько хлопот, бытовых задач и рабочих вопросов…
Причины акцентуаций
До сих пор точно не установлены причины формирования акцентуаций, но названы возможные негативные биологические и социально-психологические факторы. К биологическим относится:
- влияние токсинов на детский мозг при внутриутробном и раннем внеутробном развитии;
- наследственность;
- инфекции и травмы мозга;
- неравномерное психическое и физическое развитие, гормональный дисбаланс.
К социально-психологическим факторам относится:
- школьная дезадаптация;
- разрушающий стиль семейного воспитания или неадекватная позиция педагога;
- подростковый период (перестройка);
- психическая травма.
Рекомендую вам, дорогие читатели, проверить себя на наличие акцентуаций, а при их выявлении выяснить свой тип (если еще не знаете). Это необходимо для сохранения собственного психологического (а иногда и физического) здоровья и отношений с окружающими. Зная свой тип, вы сможете избегать травмирующих ситуаций на работе, дома, на учебе.
Стоит отметить, что нередко встречается смешанный тип, то есть отмечаются сразу несколько акцентуаций. Это значительно ухудшает возможности коррекционной работы, но тем не менее не делает ее невозможной.