Дыхательная гимнастика: методы и упражнения

Дыхательные упражнения при астме

  1. Руки расположите на талии, во время вдоха постарайтесь надуть живот, чтобы он стал похож на шарик, сделать резкий выдох и втянуть живот.
  2. «Дровосек». Встать на носочки, руки замкнуты в ладонях и подняты над головой. На счет раз меняем положение с носочков на стопы и наклоняемся вперед, имитируя движение руками как при рубке дров. В этот момент происходит резкий выдох. На счет два возвращаем руки.
  3. В положении стоя, руки расположить в нижней части грудной клетки и немного сдавить ее. На медленном выдохе издавать следующие звуки: «ррр», «пфф», «брррох», «дррох», «бррх».
  4. Стоя, руки опущены вниз. Медленно на вдохе поднимаем плечи, медленно опускаем на выдохе и произносим звук «кха».

Подобных комплексов разработано большое количество, не нужно пытаться выполнить сразу все. Положительный эффект достигается лишь при регулярном и качественном выполнении. Для начала выберете несколько особенно понравившихся вам занятий и научитесь правильно их выполнять. В дальнейшем подключайте новые упражнения, овладейте десятком различных техник, ежедневно не забывайте их выполнять, и результат не заставит себя ждать. При появлении неприятных симптомов следует немедленно прекратить занятия.

Упражнения

1. «Ладошки»

Это разминочное упражнение для начала тренировки. Встаньте прямо, раскройте ладони вперед, будто кому-то их показываете. Локти опущены, руки не отводите от тела. Сделайте шумный вдох носом, одновременно сильно сжимая ладони в кулаки. На выдохе разожмите руки, расслабьте пальцы. Через четыре вдоха-выдоха отдохните три секунды. Сделайте 24 повтора.

2. «Насос»

Встаньте прямо, ступни расставлены на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклонитесь вперед, опуская руки к полу, но не касаясь его, и одновременно сделайте громкий и короткий вдох через нос на второй части поклона, закончив его в нижней точке. Слегка приподнимитесь и повторите упражнение на восемь вдохов. Наклоны должны выполняться ритмично и легко, не пытайтесь наклониться максимально низко, округляйте спину, опускайте голову.

Ограничения: повреждения головы и позвоночника, радикулит и остеохондроз, высокое давление.

3. «Кошка»

Упражнение представляет собой полуприсед с вращением тела. Встаньте прямо, ступни на ширине плеч и не отрываются от пола. Присядьте, одновременно поворачивая корпус и руки право, будто что-то ловите, а затем влево. Выдох должен быть естественным, колени полусогнуты, повороты делайте в районе талии.

Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле или лежа в постели.

4. «Обнять плечи»

Встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите на высоту плеч. Разведите руки в противоположные стороны, как бы обнимая себя за плечи. При каждом объятии резко вдыхайте и выдыхайте воздух носом

Руки должны идти параллельно друг другу, не важно, какая из них окажется наверху. Когда вы освоите упражнение, можно усложнить его: слегка запрокинуть голову при скрещивании рук

Ограничения: ишемическая болезнь сердца, перенесенный инфаркт. Упражнение не рекомендуется выполнять в первую неделю тренировок.

5. «Большой маятник»

Это упражнение объединяет «Нанос» и «Обнять плечи». Стойте прямо, ноги на расстоянии чуть уже плеч. Наклонитесь вперед, вытяните руки к полу и сделайте вдох. Не останавливаясь разогните корпус и отклонитесь назад, обхватив плечи руками. Вдох «от пола», выдох «от потолка». Не задерживайте дыхание и не пытайтесь его ускорить.

6. «Шаги»

Упражнение напоминает танцевальные движения в стиле рок-н-ролла. Его также называют «передний шаг». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Поднимите согнутую в колене левую ногу до уровня живота, пальцы стопы вытянуты вниз. На правой ноге сделайте легкое приседание и шумно вдохните и выдохните через нос несколько раз. После приседания обе ноги должны на мгновение занять исходное положение. Повторите упражнение на вторую ногу. Корпус остается ровным, можно одновременно делать произвольные плавные движения руками на уровне талии.

Упражнение выполняется стоя или на ходу; можно перемещаться по комнате. Не забывайте о дыхании: строго одновременно делайте вдох и движение вверх.

7. «Ушки»

Встаньте прямо, взгляд перед собой. Наклоните голову вправо к плечу, одновременно делая короткий шумный вдох носом. Повторите на другую сторону. Плечи остаются на месте, руки опущены вдоль корпуса (можно держаться за штанины, чтобы исключить лишние движения). Выдох — пассивный, в промежутке между вдохами. Делать восемь вдохов по 12 раз. 

8. «Перекаты»

Встаньте прямо, правая нога впереди, левая на расстоянии одного шага сзади. Переносите тяжесть тела на стоящую впереди ногу. Слегка присядьте на одной ноге и сделайте вдох, затем выпрямите колено и перенесите вес на ногу, стоящую позади. Всего нужно сделать от восьми до 32 вдохов-выдохов без остановки, меняя ноги. Это упражнение можно выполнять только стоя.

9. «Взлет вперед»

Встаньте прямо, ноги уже плеч, руки разведены в стороны, кисти сжаты в кулаки. Сделайте круговой мах руками вперед одновременно с коротким шумным вдохом через нос. Выдох будет пассивным, когда руки очерчивают круг назад. Не сгибайте их в локтях, не разжимайте кулаки. После восьми круговых движений нужно сделать перерыв на пять секунд, во время которого руки опускаются и расслабляются. Всего 12 подходов.

10. «Взлет вперед»

Упражнение «Взлет вперед» можно выполнять одновременно с «Шагами». Сделайте круговое движение обеими руками и одновременно поднимите одно колено. Слегка присядьте на опорную ногу, а затем вернитесь в исходное положение, опустив колено второй ноги. В этот момент происходит пассивный выдох. Сделайте от 32 до 96 вдохов-выдохов, чередуя ноги.

Комментарий эксперта

Елизавета Конева, д.м.н., главный специалист по медицинской реабилитации клиник «Медси», руководитель Центра восстановительной медицины Клинической больницы №1 «Медси», профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это универсальная методика, которая действительно способна помочь при различных проблемах со здоровьем — от невралгии до восстановления после травм. Но она используется в комплексе с другими терапевтическими методами, а не вместо них.

Каждый человек уникален, и нужно подбирать программу, исходя из особенностей организма. В гимнастике Стрельниковой нет узкоспециализированных комплексов, поэтому стоит обойтись без экспериментов со здоровьем, если у вас диагностировали конкретное заболевание. Описанные комплексы не навредят здоровому человеку без сопутствующих патологий, в остальных случаях ориентируйтесь на назначения врача и проконсультируйтесь с ним, если хотите опробовать упражнения.

Показательных исследований влияния гимнастики Стрельниковой на реабилитацию нет. Врачи основывают программу лечения на применении клинических методов, поэтому можно взять несколько упражнений из этой системы и дополнить их другими, исходя из потребностей пациента. Гимнастика Стрельниковой показана для поддержания здоровья, и похудеть она не поможет. Здесь нужен комплексный подход в вопросах питания и тренировок.

Симптомы астматического бронхита

На протяжении болезни выделяется два периода: период обострений и периоды ремиссий. Главный признак периода обострений — это кашель при субфебрильных или нормальных температурах, а также шумные выдохи со свистящим и форсированным характером.

Предвестником приступов кашля при астматическом бронхите являются: заложенность носа и першение в горле, насморк серозно-слизистого характера и лёгкое недомогание. Кашель приступообразного и навязчивого типа, беспокоит больных исключительно по ночам. В самом начале периода кашель сухой, с лёгкостью может провоцироваться смехом. Время от времени кашель при астматическом бронхите сменяется с сухого на влажный.

Общее состояние пациента не нарушено, симптомом астматического бронхита также может быть интоксикация, бледность кожи и снижение аппетита, вялости нет. При осмотре видно, что грудная клетка не увеличена, но характерные хрипы в бронхах у некоторых больных присутствуют. В крови увеличен уровень иммуноглобулинов и гистамина.

Характерная черта астматического бронхита — это повторяемость симптомов. Периоды обострений при астматическом бронхите длятся от пары часов до 30 дней. Большинство детей, болеющее астматическим бронхитом, могут страдать также и разными заболеваниями аллергического характера. У детей, которые склонны к астматическому бронхиту бывают нейродермиты, а также частые проявление аллергических диатезов на коже (особенно у детей на первых годах жизни).

Дыхательный невроз

Существует много разновидностей неврозов, каждая из которых выделяется определенной группой симптомов. Одним из них является дыхательный невроз, который характеризуется, прежде всего, неврогенным расстройством дыхания.

Понятие было введено в обиход в 1871 году американским ученым Да Коста. Оно имеет несколько родственных названий: «респираторный невроз», «нейрореспираторный синдром», «дыхательная дистония». Но чаще всего используют термин «гипервентиляционный синдром» (ГВС). На него приходится примерно 10% случаев. Среди больных есть как дети, так и взрослые. Стоит отметить, что женщины страдают от этого недуга в несколько раз чаще, чем мужчины.

Причины появления синдрома делят на психические, органические, смешанные. Конечно, большинство (около 60%) приходится на психогенные факторы.

5% случаев включает в себя органическую этиологию. Сюда относят нарушения структуры ЦНС: энцефалопатии, гидроцефалия, воспаления оболочек мозга, а также такие заболевания, как сахарный диабет, гипертония, хронический бронхит. Иногда поводом становится прием некоторых медикаментов.

В течение болезни различают 3 группы признаков:

  • дыхательные;
  • психоэмоциональные;
  • мышечные.

I группа имеет несколько форм проявлений:                                                                                  

  1.  Пустое дыхание – чувство недостатка воздуха, его темп учащается.
  2. Кажется, что воздух с усилием поступает в легкие, ощущается ком в горле. К дыхательному акту привлекаются вспомогательные мышцы.
  3. Появляется предчувствие остановки дыхания, и человек вынужден контролировать его процесс, осознанно делая вдох.
  4. Зевание, стон, вздохи.

II группа симптомов включает в себя нервное перенапряжение и обеспокоенность своим состоянием. Больной не может расслабиться. У него появляются фобии, в частности, боязнь открытой местности и мест с большим скоплением людей.

К III симптоматической группе относят мышечный гипертонус, различные тактильные ощущения в виде покалывания, жжения, «мурашек по телу».

Такая триада признаков является типичным, ведущим проявлением болезни.

Заболевание характеризуется хроническим течением, при котором случаются обострения.

Обострение гипервентиляционного синдрома носит название гипервентиляционный криз. Это состояние, при котором усиливаются проявления болезни. Характерно повышенное чувство страха. Больной задыхается, истерит, ощущает «близость смерти». При этом его сопровождает озноб, головокружение, тошнота, он покрывается липким холодным потом.

Вызывает криз негативная психологическая обстановка. Уникален способ снятия приступа – нужно подышать в пакет. В таком случае в нем концентрируется углекислый газ, который и вдыхает невротик. Газовый баланс восстанавливается, дыхание выравнивается. Это является первой помощью при создавшейся ситуации.

Что касается детей, то для них также характерна такая патология, как дыхательный невроз, причиной которого также становятся стрессы, фобии и тревожные расстройства. Но стоит отметить, что главная роль в их возникновении отводится неблагоприятной обстановке в семье, причем это относится не только к грубому и неадекватному отношению к ребенку, но и к взаимоотношениям между родителями. Постоянные ссоры и конфликты в семье, агрессия могут спровоцировать развитие психогенной одышки у детей.

Такие детки отличаются тревожностью и лабильностью (нестабильностью) настроения. У них замечаются вспышки гнева по мелочам, общая нервозность, отказ от общения с друзьями, нарушается сон.

Родителям стоит быть более бдительными и чувственными в воспитании ребенка.

Психогенная астма

Вообще, бронхиальная астма относится к патологии дыхательной системы. Ее развитие связано с изменением структуры бронхов на фоне иммунных сбоев, то есть является вполне конкретным заболеванием, к этиологии которого психические факторы не имеют отношения.

У людей, страдающих данным недугом, может развиться такое состояние, как психогенная астма. Это случается, когда приступы удушья – основного симптома болезни, провоцируются нервным перенапряжением, как положительным, так и отрицательным, тогда как в обычных случаях это происходит под действием холода, инфекций или физических нагрузок.

Под действием сверхэмоций происходит выброс гистамина. Это один из главных медиаторов воспаления. Он вызывает спазм бронхов. Как результат – сухой кашель, одышка и приступ удушья.

Часто психогенная астма развивается у женщин в менструальный период и у детей, чья психика еще довольно нестабильна, очень чувствительна.

Гимнастика Стрельниковой при астме

Александра Николаевна Стрельникова – известный отечественный педагог-фониатр, разработала уникальную методику по восстановлению и улучшению голоса. В своей жизни она сама теряла голос и вынуждена была кропотливо работать над его восстановлением. Так появилась гимнастика Стрельниковой. Позже было доказано, что гимнастика по ее методу не только восстанавливает голос, но оказывает очень много положительных эффектов на организм. При регулярных занятиях улучшается дыхательная функция, облегчается состояние при бронхитах, пневмониях, бронхиальной астме; гимнастика оказывает общеукрепляющий эффект, помогает при нарушениях осанки и укрепляет диафрагму; лечит неврозы, помогает справиться с заиканием и улучшает голосовые данные.

Поэтому на сегодняшний день методику Стрельниковой советуют при разнообразных патологиях органов и систем, но в первую очередь это различная патология дыхательной системы. Несомненным плюсом является простота и доступность программы. Для ежедневных занятий не требуется много места и специальных приспособлений.

Гимнастика выполняется сидя или лежа, главное – правильно дышать. При соблюдении всех правил, Стрельниковская гимнастика не имеет ограничений по возрасту. Противопоказания имеются для гипертоников и больных с глаукомой.

При бронхиальной астме лечебная физкультура по Стрельниковой облегчает состояние и помогает даже предотвратить появление приступов удушья. При регулярных выполнениях улучшается вентиляция в легких, бронхи расширяются, мокрота легче выводится, внутренние органы получают больше кислорода, общее состояние значительно улучшается.

Основные принципы, которые необходимо усвоить перед выполнением лечебной физкультуры:

  1. Вдох должен быть коротким и производиться носом. Выполнять его нужно так, будто вы пытаетесь принюхаться к какому-то неприятному запаху.
  2. Выдох производится через рот и должен быть пассивным, то есть происходит сам по себе.
  3. Занятия лечебной гимнастикой производятся в определенном ритме под счет до 4.

Упражнения, эффективные при астме:

  1. «Кулачки».
    Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На резком и шумном вдохе носом сжимаем пальцы в кулак, на спокойном выдохе ртом – разжимаем
  2. «Насос».
    Можно выполнять стоя или сидя. Расслабить плечевой пояс, руки опущены, наклонится и представить, что качаете шину ручным насосом. Делать короткий и резкий вдох при наклоне, на выдохе – выпрямляемся. Делаем ритмично.
  3. «Погончики».
    В положении стоя, ноги расставить на ширине плеч. Руки расположить на уровне пояса, сжать в кулаки. На вдохе вытягивать руки резко вперед и вниз, разжимая при этом кулачки и растопыривая пальцы. На выдохе вернуться в изначальное положение.
  4. «Обними плечи».
    Выполняется стоя или сидя. Согнутые в локтях руки поднять до уровня плеч, на вдохе резко попытаться обнять себя за плечи, не допускать перекрещивания рук. На выдохе вернуться в исходное положение.
  5. «Повороты головы».
    На резком и коротком вдохе нужно проводить повороты головы влево-вправо, выдох будет происходить сам по себе, выдыхаем через приоткрытый рот. Можно делать данное упражнение, лежа в постели.

Последние два упражнения способны предотвратить приступ, если начать выполнять их при первых симптомах наступающего удушья.

Заниматься по Стрельниковой легко и интересно, можно подключить к процессу детей, но следует следить за правильным выполнением вдоха и выдоха. Только тогда результаты будут положительными. Конечно же, не стоит надеяться только на тренировку дыхания, лекарственную терапию никто не отменял. Гимнастика является лишь дополнением к медикаментозному лечению и повышает его эффективность.

Диагностика

Основной метод диагностики бронхиальной астмы — спирометрия (исследование функции внешнего дыхания). Спирометрия заключается в том, что пациент совершает форсированный (усиленный) выдох в аппарат, и тот рассчитывает основные параметры дыхания. К главным из них относятся объем форсированного выдоха за 1-ю секунду и пиковая объемная скорость. Спирометрия почти обязательно включает в себя и исследование реакции на бронходилататоры: для этого пациенту дают сделать несколько (обычно четыре) вдоха сальбутамола или иного бронходилататора быстрого действия и проводят спирометрию повторно.

Спирометрию необходимо проводить и для контроля за ходом лечения астмы: необходимо ориентироваться не только на наличие или отсутствие жалоб на фоне лечения, но и на объективные показатели, которые дает спирометрия. Существуют несложные приборы (пикфлуометры) для самостоятельного использования больными астмой.

В межприступный период функция легких может быть нормальной; иногда в этих случаях проводят провокационные пробы, обычно с метахолином. Отрицательная проба с метахолином исключает бронхиальную астму, но положительная — еще не подтверждает этот диагноз. Проба с метахолином положительна у многих здоровых людей; она может быть положительной, например, в течение нескольких месяцев после респираторной вирусной инфекции.

Рентгенография грудной клетки обязательна при тяжелых приступах, так как позволяет выявить скрытые осложнения, требующие немедленного лечения. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector