Академик каприн андрей дмитриевич: биография, семья

Биография

Родился 2 августа 1966 года.

В 1983-м поступил в Московский медицинский стоматологический институт. Высшее образование получил по специальности «Лечебное дело». Вуз окончил в 1989 году.

Таже отучился в Российской академии государственной службы при президенте России. Получил специальность «Государственная служба и кадровая политика».

В начале 2000-х годов он руководил отделением онкоурологии в Академии имени Сеченова.

В 2006-м назначен главой кафедры урологии на факультете повышения квалификации РУДН.

На 18 февраля 2013 года занимал пост исполняющего обязанности директора МНИОИ им. П.А.Герцена. Это один из старейших вузов в Европе, который занимается такой проблематикой. Его основал Петр Александрович Герцен — последователь итальянской медицинской школы, который был основоположником крупнейшей хирургической школы в СССР и одним из первых онкологов в стране.

2014: Формирование медицинского кластера

На базе Института онкологии имени Герцена Андрей Карпин основал первый в стране медицинский кластер. Процесс начался в 2014 году, после того как был опубликован приказ Министерства здравоохранения России об объединении научно-исследовательских институтов в 4 кластера. В него вошли обнинский Радиологический научный центр, московский НИИ урологии, Научно-исследовательский институт имени Герцена. Все вместе они образовали Федеральный исследовательский центр.

Ожидалось, что со временем в него должны быть включены Научно-исследовательский институт вирусологии имени Ивановского, Институт эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, а также Научно-исследовательский институт психиатрии. Все это московские учреждения. Из питерских к медицинскому кластеру планировалось присоединиться Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова.

2018: Избрание президентом АДИОР СНГ и ЕА

22 апреля 2018 года академик РАН генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России, профессор Андрей Каприн избран президентом Ассоциации директоров центров и институтов онкологии и ренгенорадиологии стран СНГ и Евразии (АДИОР СНГ и ЕА). Решение принято большинством голосов на заседании членов ассоциации.

В ходе совещания всеми участниками было отмечено, что ассоциация нуждается в новой стратегии развития, в большей ориентированности на практические интересы онкологов из стран СНГ и Евразии, в консолидации общий усилий специалистов для решения проблем и задач, стоящих перед онкологическими службами этих стран.

Наша общая задача — обеспечить эффективную работу по реализации национальных планов по борьбе с онкологическими заболеваниями, которые позволят повысить доступность инновационных технологий в лечении рака, таких как ядерная медицина и персонифицированная терапия. Мы должны придерживаться принципа открытости и демократичности в работе ассоциации, поскольку только объединив наши совместные усилия, мы сможем вывести работу онкологической службы на принципиально следующий уровень, — заявил Андрей Каприн, выступая перед советом директоров.

Международное сотрудничество

Сотрудничество с UICC (Union for International Cancer Control – Союзом по международному контролю над раком) открывает возможность развития молодых лидеров в онкологии и доступ к стратегическим подходам в развитии отрасли. На сегодняшний день в UICC существует ряд программ, в которых запланировано участие НМИЦ радиологии. Идет подготовка заявок по актуальным программам.

В 2019 г. заключено соглашение между НМИЦ радиологии и Американским обществом клинической онкологии (ASCO), благодаря которому молодые онкологи имеют доступ к пакету данных, включающему в себя: 1) основы электронного обучения ASCO (более 100 курсов электронного обучения); 2) персонализированную панель обучения; 3) приложение самооценки ASCO; 4) библиотеку собраний ASCO; 5) ASCO-SEP, 6-е издание, пробный экзамен; 6) ASCO-SEP, 6-е издание, электронная книга; 7) подкасты электронного обучения ASCO.

Как молодые врачи оценивают уровень учебы

Как сами молодые специалисты оценивают ситуацию в образовании и обеспеченность кадрами в Российской Федерации? Для этого НМИЦ им. Герцена провел небольшое исследование. Проанализированы мнения 293 молодых онкологов из 39 субъектов РФ. Среди респондентов половина – молодые специалисты (до 35 лет), работающие в учреждениях, оказывающих онкологическую помощь в субъектах РФ, треть – обучающиеся по программам ординатуры и 7% – обучающиеся по программам аспирантуры. Наибольшее количество молодых специалистов было в возрастной группе 24–28 лет (53,8%).

«Мы специально брали такую группу, потому что это люди, которые еще могут перейти в другую специальность или, к сожалению, уйти из специальности. В то же время возраст до 30 лет – это точка принятия решения, когда молодой врач понимает, куда он дальше будет направляться в своих профессиональных интересах», – говорит А.Д. Каприн.


Знание английского языка, позволяющее свободно общаться и читать профессиональную литературу, имеется лишь у 31%. Вовсе не владеют языком почти 16%. 64,2% респондентов считают недостаточными знания, полученные в университетах.

Интересно, каким образом будущие врачи выбирают место дальнейшего обучения? Наиболее важными критериями выбора места последипломного обучения являются (рис. 4):

  • компетентность медицинского центра в данной области;
  • возможность обучения у лидера мнения (выбор наставника);
  • возможность поступить на бюджетную форму обучения.

Для определения проблемных точек молодых специалистов спрашивали: «Какие меры социальной поддержки могли бы улучшить качество вашей работы?» Среди сотен предложенных молодыми онкологами мнений наиболее частые: «Больше практики», «Изучение канцерогенеза», «Увеличение времени обучения», «Возможность посещения ведущих клиник страны и обмена ординаторами», «Наставничество», «Повышение стипендии», «Изучение статистики»

Каприн обратил внимание на то, насколько все-таки будущие врачи альтруистичны

«Мы с вами говорим о том, что молодым специалистам нужна хорошая инфрастуктура: достойные условия проживания, клуб, театр… Но никто из опрошенных не вспомнил об этом. Ясно, что потом их будущие семьи будут предъявлять молодым врачам претензии… Среди явных наших недоработок – мы, наставники, не организуем в достаточном объеме возможность посещения ведущих клиник в России и за рубежом, обмена ординаторами. Ординаторы и аспиранты хотят подобных ротаций, а спросить не решаются, поскольку боятся резкого отказа, того, что им скажут: „Ах, вы ищете места получше“. Мы сами должны предложить им подобную учебу, и тогда они на это согласятся и, вероятнее всего, вернутся обратно».


Качество образования

Для повышения качества подготовки врачей при планировании и осуществлении образовательного процесса необходимо применять принципы менеджмента качества образования. Среди показателей качества онкологического образования можно выделить основные, которые напрямую влияют на уровень подготовки кадров для онкологии.

Это в первую очередь подготовка квалифицированного профессорско-преподавательского состава, качество и актуальность учебных программ, современное состояние материально-технической базы учебного заведения и создание инновационной инфраструктуры совместно с преобразованием управленческой культуры.

Во-вторых, внедрение инновационных методов организации учебного процесса, которые позволяют освоить передовые методы диагностики и лечения онкологических заболеваний, более эффективно использовать образовательные ресурсы. А.Д. Каприн подчеркнул, что качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава – одно из основных направлений по повышению качества онкологического образования.

«Все понимают, насколько важна эта проблема, но наши преподаватели, к сожалению, не слишком хорошо учатся, поэтому в стране необходимо ввести определенный контроль», – сказал выступающий.


В настоящее время в Российской Федерации создаются межрегиональные ассоциации преподавателей по профилю «онкология, радиология, радиотерапия», которые способствуют развитию единого подхода в реализации подготовки специалистов-онкологов. На основе анализа профессиональных компетенций преподавательского состава, осуществляющего подготовку онкологов, разрабатываются программы повышения квалификации, благодаря которым происходит актуализация знаний о новейших разработках и достижениях в онкологии. Важные задачи для вузов – обеспечивать укомплектованность штата преподавателей, повышать их мотивацию. Меры, направленные на повышение конкурентоспособности и востребованности выпускников, способствуют созданию поколения качественно новых специалистов, соответствующих потребностям общества, динамике современного рынка труда.

Что касается внедрения процессных инноваций, то здесь важно:

  • применение интерактивных методов обучения;
  • использование мультимедийных технологий;
  • использование в учебном процессе интегрированной операционной;
  • участие ординаторов и аспирантов в телемедицинских консилиумах и консультациях;
  • применение симуляционного оборудования в образовательном процессе;
  • индивидуализация образовательных траекторий с применением системы непрерывного медицинского образования.

Одной из инновационных возможностей в образовательной деятельности является использование формата телеконференций. Особенно актуальна она для специалистов из регионов, удаленных от основных центров подготовки. Использование видеоконференцсвязи позволяет одновременно транслировать лекции, этапы диагностики и лечения, разбирать сложные клинические случаи для большого количества слушателей. В НМИЦ радиологии активно используется такое взаимодействие.

В сети подключения на сегодняшний день зарегистрировано более 40 организаций здравоохранения по всей стране – от Владивостока до Калининграда. Большую роль в повышении качества образования играет учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность образовательного процесса. Необходимо не только стремиться к повышению материально-технической оснащенности, но и повышать эффективность использования имеющегося оборудования. В частности, путем создания центров коллективного пользования

При создании учебных программ большое внимание уделяется симуляционным образовательным модулям

Ординаторы получают широкий спектр навыков – от оказания экстренной медицинской помощи до выполнения высокотехнологичных операций. На базе НМИЦ радиологии в 2019 г. создан методический аккредитационно-симуляционный центр. Парк его оборудования насчитывает 25 единиц высокотехнологичных симуляторов и доступен для использования обучающимся по программам ординатуры всех филиалов центра. Здесь ежегодно проводят первичную специализированную аккредитацию 29 выпускников ординатуры по онкологии.

В 2020 г. планируются аккредитации еще по семи специальностям. Дополнительно разрабатываются симуляционные образовательные модули как для обучающихся, так и для врачей-специалистов. Вовлечение в диагностическую и лечебную работу в качестве ассистента, помощника врача позволяет молодому специалисту освоить необходимые умения и навыки на практике.

Задачи, которые предстоит решить

Смертность россиян от новообразований, в том числе злокачественных, должна снизиться к 2024 г. до 185 человек на 10 000 населения. А.Д. Каприн напомнил, что в 2019 г. этот показатель составлял 199,5. А в 2021-м он должен снизиться до 193,5.

Для достижения этой цифры к 2024 г. будет организовано не менее 420 центров амбулаторной онкологической помощи и переоснащено как минимум 160 диспансеров и больниц в регионах. Каприн предлагает переименовать существующие диспансеры в центры.

Для молодого врача важно, что он работает в центре, а не диспансере, который в массовом сознании по-прежнему связывается с кожно-венерологическим учреждением. Также появятся 18 референс-центров, которые помогут в постановке диагнозов с помощью самых современных методов

70% граждан старше 18 лет будут охвачены информационно-коммуникационной кампанией, направленной на раннее выявление онкологических заболеваний и повышение приверженности лечению.

И здесь понадобится популяризация знаний об онкологических новообразованиях по телевидению, в интернете, прессе. Для реализации всех этих задач, безусловно, требуется большое количество квалифицированных, целеустремленных специалистов с качественной подготовкой.

Среди задач Федерального проекта «Обеспечение медицинской системы здравоохранения квалифицированными кадрами» важно устранение дефицита врачей и среднего медперсонала в поликлиниках. В 2019 г

укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составила 81%. В 2021 г. эта цифра приблизится уже к 86%.

К концу 2024 г. планируется ликвидировать дефицит специалистов в области здравоохранения и укомплектовать медицинские организации кадрами на 95%, то есть 598 тыс. врачей, 1 396 000 средних медицинских работников будут трудиться в медицинских организациях, находящихся в ведении Минздрава, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья и муниципальных образований. 2 100 000 специалистов будут допущены к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации. Для сравнения: в 2019 г. аккредитацию прошли только 190 000 специалистов, к 2021 г. эта цифра вырастет до 750 000.

Несмотря на всю грандиозность планов, А.Д

Каприн понимает, что относиться к ним надо очень осторожно, потому что «на пути их решения стоят проблемы социально-географически-губернаторско-ассоциированные. Онколог – это квалифицированный специалист, который должен на месте свою судьбу обрести – устроиться на работу, отдать ребенка в приличный детский сад, школу, ходить в театр или клуб… От того, налажена ли нужная инфраструктура, зависит, поедет ли человек в дальний край, удержится ли на месте»

Равноправный диалог

— Вы почти четыре года возглавляете первый в стране научный медицинский кластер в области радиологии, в который вошли ведущие медицинские институты: МНИОИ им. П.А. Герцена, МНРЦ им. А.Ф. Цыба и НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина. Насколько оправдано это объединение, какого синергетического эффекта удалось достичь?

— Я не перестаю удивляться дальновидности людей, задумавших создать этот кластер. Многим казалось, что это ошибочный шаг, и к тому времени уже были неудачные примеры подобных объединений. Но в нашем случае произошло органическое слияние возможностей: институт имени Герцена всегда был онкологической меккой, все хотели сюда попасть. Но в центре Москвы крайне сложно наращивать мощности, развивать новые технически насыщенные направления. При этом в 100 км отсюда радиологический центр имени Цыба располагал большими свободными площадями и бесценными наработками в области лучевой терапии. В институте Лопаткина был накоплен интересный опыт лечения самых распространенных мужских заболеваний. И это тоже нужно было использовать.

Объединение всех мощностей дало нам возможность сегодня справляться с неуклонным ростом потока пациентов. Когда я пришел в МНИОИ, наша поликлиника принимала ежедневно 180-200 человек, сейчас порядка 600. Собрав общую базу — научную, клиническую, кадровую, более тысячи единиц коечного фонда, у нас стало больше возможностей всем обратившимся предоставить комбинированное комплексное лечение по единым стандартам.

В учреждениях нашего кластера удалось собрать всю линейку существующих в мире аппаратов для лучевой терапии. Но мы не можем разместить их в одном институте — это дорого и к тому же некоторые установки работают очень избирательно, и строить их в каждом институте бессмысленно. А направлять на них больных как раз имеет смысл. Так что все логично.

Что касается НИИ урологии, здесь мы существенно усилили онкологическое направление. Институт получил доступ к современным лучевым установкам. А кластер в целом — возможность применять в лечении пациентов химиотерапевтический подход, создавать междисциплинарные группы.

— Благодаря объединению удалось развеять устойчивый миф о любви наших онкологов к хирургии?

— Институт очень лабилен в плане подходов к лечению. У нас развиты все направления, и выбор лечения при необходимости обсуждается на консилиумах совместно радиотерапевтом, клиническим онкологом и хирургом. Благодаря единой коммуникационной системе, к которой подключены все наши филиалы и еще порядка 30 региональных онкоклиник и диспансеров, в режиме он-лайн мы обсуждаем все самые сложные случаи на общем консилиуме. Это равноправный диалог трех развитых специальностей, и доводы коллег из МРНЦ часто перевешивают мнение хирургов. Мы понимаем, что сейчас изменились подходы, и одной хирургией проблему не решить. Появляется много гетерогенных опухолей, растет их резистентность как к хирургическому лечению, так и к химио- и лучевой терапии. Поэтому мы стоим на принципах комбинированного и комплексного лечения.

Зарубежный опыт подготовки специалистов

Мировой опыт подготовки онкологов основан на разделении специальности «онкология» на субспециальности, такие как медицинский онколог (занимающийся лекарственным лечением опухолей), онколог-хирург, радиотерапевт.

В зависимости от специализации созданы профессиональные сообщества, которые охватывают интересы отдельных категорий специалистов. В России мультидисциплинарность сейчас очень растет, у нас успешно занимаются, например, кардиоонкологией. Но интересен международный опыт. В Российской Федерации сегодня есть множество разнообразных информационных ресурсов, которые дают представление об образовательных программах. Но нет единого ресурса, на котором можно было бы получить консолидированную информацию по всем образовательным траекториям на разных уровнях образования.

Хорошим опытом зарубежной организации образования в медицине является Ассоциация американских медицинских колледжей (AAMC). Она объединяет большое количество данных и облегчает получение информации на всех этапах становления врача, начиная от школьника до резидента. Сейчас российские онкологи ведут с ААМС переговоры об учебе в школе молодого врача. Московские и калужские ребята уже начинают заниматься дистанционно. Дополнительную информацию о программах ординатуры можно получить в режиме онлайн в электронной интерактивной базе данных о стипендиях и ординатурах (FREIDA) Американской медицинской ассоциации (АМА). Кроме того, Американская медицинская ассоциация (АМА) издает каждый год «Справочник о высшем медицинском образовании второго уровня» (Directory of Graduate Medical Education) как в печатном виде, так и на компакт-дисках. Это американские ресурсы.

А вот то, что предлагает Европа. На территории Евросоюза с 2005 г. действует единая правовая база для признания профессиональных квалификаций, которая облегчает и улучшает мобильность медицинских работников по всей Европе. Также в рекомендации Европейской комиссии входит организация научной работы обучающихся, поощрение их активности и самостоятельности. Российские специалисты знают о баллах, которые собирают наши резиденты, обучающиеся там. На основании рекомендаций европейские онкологи обучаются по модульной образовательной программе. Она включает в себя базовый модуль по внутренним болезням, который длится два-три года, и специализированный модуль по онкологии (рис. 5). Таким образом, подготовка онколога может длиться до шести лет. Но здесь таится опасность – низкая стипендия, которую получают наши ординаторы, не позволит удержать их на месте.

Без фильтров

— Вы берете на лечение всех пациентов или существует какой-то отбор? Какова статистика летальности?

— Цифры не могут быть низкими, поскольку, как было сказано выше, поток пациентов увеличился в разы. Мы самая оперирующая и самая облучающая клиника в стране. Кроме того, мы много занимаемся нейрохирургией, у нас мощное торакальное отделение, которое приносит высокий процент летальности. Но все равно мы берем всех больных, стараемся всем помочь и не ставим ради красивой отчетности никаких фильтров.

— Насколько велик в России дефицит онкологов? Недавно звучали предложения о переквалификации части педиатров в детских онкологов. Можно решить кадровую проблему таким путем или нужны иные подходы?

— У нас в центре с кадрами все хорошо, чего не скажешь о России в целом. Морфологов не хватает больше 70%, радиотерапевтов надо 1800 врачей, а работают чуть больше тысячи. Медицинских физиков 380 при необходимых 1100, операторов 980 при потребности в 3,5 тысячи.

Насчет педиатров вопрос к президенту Национального общества детских гематологов и онкологов Александру Григорьевичу Румянцеву, он вам расскажет, почему детские онкологи выступают с такой инициативой. Я же скажу, что квалифицированный врач всегда будет в дефиците. И способы решения кадровой проблемы известны еще с советских времен. Это: целевое обучение и распределение после окончания вуза с хорошей социальной поддержкой. Врачам надо строить дома, давать квартиры, поощрять и может быть даже на первых порах оплачивать зарубежные стажировки. То есть надо вкладывать средства в медицинские кадры.

— Недавно вас избрали в члены Президиума РАН. Какие планы на этом направлении? В каком состоянии, на ваш взгляд, находится сегодня медицинская наука?

— История сложная. С одной стороны — у нас во многих научных направлениях есть звезды. Но не хватает среднего звена — опоры науки. Под звезд иногда даже дают деньги, но этого явно мало. Например, молекулярно-генетическая наука — направление, требующее больших ресурсов.

Новый президиум академии, на мой взгляд, может справиться с большинством стоящих перед отраслью задач. Тем более, что власть повернулась к науке лицом: на заседаниях РАН теперь присутствуют представители многих ведомств, чего раньше не было. Значит, хотят от нас что-то услышать, и будем надеяться, что это поможет.

Опубликовано 7 января 2018 года на информационном портале 

Наставничество: новое – хорошо забытое старое

Еще в августе 2019 г. на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения было предложено закрепить на законодательном уровне такие понятия, как «молодой специалист» и «врач-наставник». Подобная практика для начинающих врачей терапевтов, хирургов существует в США, Канаде, европейских государствах.

В НМИЦ радиологии разработан пилотный проект образовательной стратегии врача-онколога с введением системы наставничества. Создан чек-лист освоения теоретических и практических навыков с указанием уровня сложности и контрольных сроков освоения. Для каждого обучающегося открыт личный кабинет. В нем в онлайн-режиме можно проследить степень выполнения учебного плана и своевременность освоения навыков и умений. Для облегчения использования интерфейса программы созданы индивидуальные QR-коды, которые позволяют переходить непосредственно к личному кабинету самому ординатору и его наставнику. В перспективе планируется применить данную систему к обучающимся по всем направлениям, реализуемым в НМИЦ радиологии.

Систему наставничества (а это старинная традиция, в том числе российская) мы считаем крайне полезной структурой, говорит А.Д. Каприн. Без наставников нельзя преодолеть дефицит кадров. Есть удачный опыт сотрудничества НМИЦ радиологии и Российской академии образования (РАО), за что А.Д. Каприн поблагодарил ее президента Ю.П. Зинченко:

«Мы работаем вместе против выгорания молодых и зрелых онкологов. Профессия врача является одной из самых сложных с точки зрения психологической нагрузки и профессионального выгорания. Семинары по психологической подготовке сотрудников, профилактике профессионального выгорания дают ощутимую пользу. Также заслуживают внимания и такие аспекты, как профессиональные компетенции в области этики и психологии общения с онкологическими пациентами (а они являются одной из самых сложных категорий пациентов) и знаний деонтологии».


В 2019 г. между НМИЦ радиологии и Российской академией образования было подписано соглашение о сотрудничестве. Реализована совместная образовательная программа «Этика и психология общения с онкологическими пациентами» для профессорско-преподавательского состава кафедр онкологии, радиотерапии и радиологии регионов Российской Федерации. По итогам проведения совместного круглого стола молодых ученых РАО и НМИЦ радиологии запланировано проведение ряда совместных научных исследований.

Вопросы финансирования

Не ожидается проблем с финансированием медицинских кластеров. Ведь одна из целей их создания — эффективное использование и распределение выделяемых на данный момент денег. К тому же станет возможным развивать новые направления в науке, проводить передовые исследования, в том числе в онкологии.

Как пример — одно из ключевых современных медицинских направлений, имеющих отношение к онкологии, — исследования генетических мутаций. На них требуется немалое финансирование, соответствующее оборудование и сертифицированные специалисты. Более того, нужен отдельный виварий. Это помещение при научно-исследовательском институте, в котором содержатся лабораторные животные, необходимые для исследований и проведения образовательного процесса. Также виварий является своеобразным питомником для разведения большого количества особей конкретных животных для проведения опытов над ними в будущем. Чаще всего в вивариях используют крыс, собак, кошек, кроликов и мышей.

Оборудовать такой центр в Москве крайне сложно, проще это сделать в провинции, но контролировать работу и проводить ключевые исследования в нем должны столичные специалисты, которые ежедневно сталкиваются с онкологическими проблемами. Это одна из причин, почему так необходимы медицинские кластеры.

В этом случае можно будет проводить разнообразные исследования. В частности, отслеживать все процессы мутации клетки при воздействии на нее различными препаратами. Более того, такой центр поможет решать и социальные проблемы. Так как он создаст новые рабочие места в регионе, практически гарантированно привлечет инвестиции в эту передовую отрасль науки.

В первую очередь это будут рабочие места для молодых ученых, многие из которых сегодня, не найдя себе достойного применения на родине, уезжают в зарубежные научно-исследовательские центры. И там уже делают новые открытия.

В российской науке молодых специалистов сегодня крайне мало. В основном это связано с нехваткой денег, недостаточным государственным финансированием. Некоторые опасаются также радиологического воздействия от установок, с которым придется работать в ежедневном режиме. Однако эти страхи напрасные. На современных линейных ускорителях нет сильного радиологического воздействия. Оно минимальное и не оказывает существенного влияния на здоровье

Тем более большинство установок сейчас зарубежные, а за границей безопасности персонала уделяют повышенное внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector