Вопрос психологу: как бороться с «эмоциональными качелями»

Диагностика

Если у человека часто болит голова, довольно сильно, нарушается зрение, шумит в ушах, повышается давление, то это явные сигналы для обращения к врачу.  Обязательно надо пойти на прием, если кроме этого у индивида имеются описанные выше симптомы.

Врач определяет наличие органического эмоционально лабильного расстройства с помощью беседы с посетителем, который описывает свое состояние.

Для подтверждения диагноза пациента могут отправить:

  • сдать кровь;
  • на патопсихологическое исследование;
  • пройти МРТ, КТ, ЭЭГ.

Специалисту необходимо дифференцировать расстройство от возрастных изменений и особенностей характера. Так обычно бывает с детьми, у которых в определенный период жизни возникают состояния, похожие на психоорганические нарушения, свойственные рассматриваемому психическому заболеванию: непослушание, безынициативность, капризность, неспособность сосредоточится, плаксивость.  

Диагноз ставится на основании общих критериев эмоционально-лабильного астенического расстройства и наличию минимум трех из таких признаков импульсивности:

  • нестабильное настроение;
  • тенденция к конфликту, особенно если кто-то пытается воздействовать на импульсивный поступок или оказать ему препятствие;
  • неожиданные действия, не думая о последствиях;
  • неконтролируемые эмоциональные вспышки гнева, насилия;
  • невозможность что-то делать без немедленного поощрения.

Должно также присутствовать хотя бы два из этого списка:

  • постоянное ощущение внутренней пустоты;
  • расстройство восприятия как себя, так и своих предпочтений в плане ценностей, друзей, карьеры, секса;
  • стремление сделать что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве;
  • установление интенсивных личных отношений, отличающихся нестабильностью и приводящих к эмоциональным взрывам;
  • угрозы нанести себе травмы и их выполнение.

Диагностика

Основой диагностики заболевания является выяснение базовой проблемы, которая послужила толчком для развития симптомов.

Непосредственно наличие нестабильности эмоциональной сферы выявляется врачом-психиатром.

Далее проводится обследование у терапевта, невролога, эндокринолога, кардиолога. При обнаружении проблем со здоровьем по одному из этих профилей упор делается на избавление от основного заболевания, послужившего стимулирующим фактором.

Основные методы обследования пациентов с психической лабильностью:

  1. Беседа. Типичные жалобы людей, страдающих от собственной эмоциональной неустойчивости: проблемы в общении с родственниками и коллегами, частые перепады настроения, плаксивость и истеричность, неспособность контролировать себя.
  2. Наблюдение. Посещение психиатра является для пациентов стрессовой ситуацией, поэтому все существующие негативные особенности психики усиленно проявляются во время общения со специалистом. Люди начинают неадекватно реагировать на вопросы, демонстрировать повышенную возбужденность и раздражение, могут начать плакать из-за излишнего волнения.

    Часто присутствуют навязчивые действия, которые применяются пациентом неосознанно с целью снятия мышечного напряжения (потирания рук, постукивание ногой, поглаживание стола и т.д.).

  3. Психодиагностика. Производится более глубокое обследование эмоциональной сферы при помощи специальных опросников. Проверенные способы, помогающие определить, есть ли у пациента эмоциональная лабильность: тест Айзенка, опросник Кеттела и другие популярные методики.

Нарушение устойчивости эмоций

  • Лабильность. Эмоции часто меняются, независимо от причины. Обычно встречается при неврастении, синдроме вегетативной дисфункции, астении, интоксикациях, гипоксии, органическом поражении головного мозга. Например, эмоционально-лабильное расстройство. Оно возникает после тяжелых родов, при опухолях головного мозга и черепно-мозговых травм.
  • Эксплозивность. Снижается порог чувствительности. У больного возникает вспышка ярости, агрессии и злобы, несмотря на то, что объективно ситуация не должна вызвать таких эмоций. Встречается при эпилепсии, эпилептоидном (возбудимом, эксплозивном) расстройстве личности, после органического поражения головного мозга.
  • Слабодушие. Характеризуется колебанием эмоций из крайности в крайность по малому поводу. Например, бабушка плачет при виде внука. Слабодушие характерно для пожилых больных, проявляется при атеросклерозе артерий мозга, при астеническом неврозе.

Причины

Так как лабильность — пограничное явление, касающееся и психики, и физиологии, то и факторы, провоцирующие её появление, лежат именно в этих плоскостях.

Физиологические (вегетативные)

  • Болезнь Бюргера;
  • гормональная дисфункция;
  • дефицит полезных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы;
  • интоксикация (медикаментозная, наркотическая, алкогольная, ядохимикатная);
  • нестабильное давление, его постоянные скачки;
  • осложнения во время или после беременности и родов;
  • перенесённые инсульт или инфаркт;
  • последствия неудачного наркоза;
  • раковые опухоли мозга, черепно-мозговые травмы;
  • тиреотоксикоз, гипотиреоз;
  • тяжёлые нейроинфекции: менингит, энцефалит, миелит, полиомиелит, столбняк, ВИЧ-инфекция, церебральная малярия и др.;
  • эпилепсия.

Вегетативная лабильность нередко развивается на фоне таких заболеваний, как:

  • болезнь Крона;
  • диабет;
  • кифосколиоз;
  • красная волчанка;
  • лимфогранулематоз;
  • рак на последних стадиях;
  • язва.

Психологические

  • Дистресс;
  • избалованность;
  • недостаток воспитания (человека с детства не учат держать в себя в руках, и со временем тормозные синапсы у него ослабевают до такой степени, что впоследствии, даже если он захочет остановиться в проявлении своих эмоций, он не сможет этого сделать);
  • психотравмы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Интеллектуальная лабильность, по мнению специалистов, определяется в большей степени наследственностью. Некоторые даже считают, что по этой причине она не поддаётся коррекции, так как заложена на генетическом уровне. Однако тренинги и постоянное развитие памяти и внимания приводят к повышению показателей, что опровергает данную точку зрения.

Виды непродуктивного нарушения сознания

Нарушения сознания могут быть продуктивными и непродуктивными. При последних снижена активность сознания и нет продуктивной психопатологической симптоматики, то есть обманов восприятия и бреда. Выделяют три формы:

  • оглушение
  • сопор
  • кома

Оглушение

При оглушении у человека повышается порог восприятия внешних факторов и внутренних впечатлений. Психическая деятельность становится бедной, постепенно угасая всё в большей мере

При оглушении внимание человека может привлечь только очень интенсивный фактор. На вопросы человек отвечает не сразу, а сложные предложения может и не понять

Отвечает он в основном после длительного молчания и короткими фразами.

Человек при оглушении плохо ориентируется, где он, и какие места где находятся относительно той точки, где он находится в данный момент. Ориентировки может вовсе не быть. Человек склонен к безучастности, акинезии, аспонтанности и сонливости. Голос тихий, модуляции в нем отсутствуют, жестов нет, мимика минимальная. Фиксируют персеверации. Человек не помнит, что он какое-то время был в состоянии оглушения. Страхи отсутствуют.

Обнубиляция

Данное состояние представляет собой оглушение в легкой степени. Человек при этом кажется несобранным или немного подпившим. Смысл речи (если обращаться к ним) понимают спустя какое-то время. Ответы могут быть не соответствовать вопросу, действия также могут казаться некорректными. Может отмечаться эйфоричность и суета. Временами на какие-то моменты человек возвращается в нормальное сознание.

Пример обнубиляции: человек при аварии получил травму, но не понимает этого, и начинает активно отстранять медиков и пытаться помочь свои близким, которые также пострадали в данной ситуации.

Сомноленция

Это состояние является формой оглушения сознания. Человек при этом очень сонлив. Если с ним не разговаривать и не вступать в телесный контакт, он сразу крепко засыпает. Если его при этом растрясти и говорить с ним, он просыпается. Но потом снова впадает в сон. Сомноленция отмечается на выходе из эпилептической комы после припадков судорог. После припадка не нужно пытаться будить человека. Это не только сложно, но и опасно, потому что может вызвать у больного вспышку агрессии.

Оглушение

По своим проявлениям оглушение похоже на психоорганический синдром, но это не синонимы. Основные признаки:

  • слабость памяти
  • нарушение способности к суждениям
  • аспонтанность
  • торпидность

Оглушение бывает у больных, которые выходят из комы. После оглушения могут фиксировать кому или состояние сопора, которое будет детально рассмотрено ниже.

Причины оглушения:

  • отек и набухание мозговой ткани
  • нехватка кислорода, поступающего в головной мозг
  • ацидоз при интоксикации, травмировании черепа и пр.

Сопор

В данном состоянии у человека остаются только минимальные признаки деятельности психики. Если его громко позвать по имени, человек может обернуться. Если человек чувствует боль, он стонет или пытается уклониться от источника боли. Характерны и неврологические нарушения:

  • снижение кожных рефлексов
  • минимизация периостальных рефлексов
  • ослабление сухожильных рефлексов
  • снижение мышечного тонуса

В норме остаются конъюнктивальные и зрачковые рефлексы, а также чувствительность.

Кома

Это состояние характеризуется полным угнетением психической деятельности. Основные признаки:

  • тазовые расстройства
  • патологические рефлексы
  • мидриаз с отсутствием реакции зрачков на свет
  • бульбарные расстройства
  • отсутствие рефлексов
  • мышечная атония

Запредельная кома — смерть мозга, при которой функционирование внутренних органов поддерживается с помощью специальных аппаратов. Состояние известно также как превзойденная кома.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Как лечить

Во-первых, нужно исключить ситуации, в которых человек будет активизировать свои эмоции. То есть на работе нужно избегать нервных планерок и отчетов, общения с неприятными людьми и т. п. Во-вторых, можно попросить врача рассмотреть вопрос назначения БАДов, которые помогут нервной системе прийти в порядое, избавят от постоянной усталости, восстановят нормальный уровень гормонов и обеспечат организм необходимыми полезными веществами.

Если вы зафиксировали у себя проявления эмоциональной неустойчивости, можно попробовать сменить обстановку, съездить на отдых (пусть даже несколькодневный) в санаторий или просто на дачу за городом. Жителям мегаполисов периодически нужно отдыхать от бешенного темпа города. Забудьте на время о том, что у вас есть проблемы, обязанности и срочные задачи.

Постарайтесь выделить свободное время для:

  • курса массажа
  • похода в спа-салон (лучше, чтобы сеансов было несколько)
  • физических нагрузок различного плаана (которые будут и эмоционально приятны)
  • танцев
  • йоги
  • плавания

Сегодня существует множество тренингов по художественной терапии. Не выходя из дома, можно сделать самому себе сеанс ароматерапии. В интернете есть множество текстовых и видео-пособий на эту тему. А аромамасло можно купить в ближайшей аптеке. Это может быть эфирное масло сосны сибирской, эвкалипта, мяты, чайного дерева. Есть также комбинации масел, предназначенные специально для эмоциональной разгрузки и расслабления. Сеанс ароматерапии должен быть не один, хотя эффект ощутим сразу.

Также врач может назначить прием витамино-минеральных комплексов на основе растительных компонентов:

  • метабоЛайт
  • иммуниТон
  • абиВит
  • реФлора и т.д.

Поводы для обращения к врачу

Восстановление может потребовать некоторое время. Количество времени – индивидуально и зависит только от личностных особенностей самого пациента. Есть случаи, в которых без помощи специалиста не справиться. К ним относятся:

  • Неприятные ощущения не проходят в течение нескольких месяцев, отрицательные эмоции не утихают со временем.
  • Эмоциональное подавленное состояние влияет на работу и отношения в семье.
  • Возникает страх близости, из-за чего рушатся отношения с окружающими.
  • Наблюдаются физические симптомы.
  • Наблюдается реакция избегания: пациент сознательно или бессознательно сторонится дел и ситуаций, которые напоминают о событиях травмы.
  • Пациент использует алкоголь, курение или наркотики, чтобы избавиться от гнетущих эмоций.

В процессе лечения специалист предлагает снова столкнуться с событиями травмы и окончательно их проработать. Лечение занимает некоторое время. К сожалению, избавиться от неприятных ощущений самому «усилием воли» нельзя. Помогут только время и работа со специалистом. Терапия проходит в несколько этапов:

  • Проработка травматичных воспоминаний, чувств, эмоций.
  • Проработка физических симптомов, обучение контролю над физической реакцией на стресс.
  • Обучение эмоциональному контролю.
  • В ряде случаев необходимым является подключение психофармакотерапии. При этом назначаются мягкие, «щадящие» препараты, которые не оказывают отрицательного влияния на повседневное функционирование и не снижают работоспособность, к которым не формируется «привыкание» и не развивается «синдрома зависимости». Наши специалисты подробно обсудят с пациентом все возможные нежелательные эффекты, которые могут возникнуть и учтут индивидуальные особенности и предпочтения пациента.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Паническое расстройство

Эмоциональная лабильность: методы преодоления

В большинстве случаев удается устранить эмоциональную лабильность у человека. При отсутствии выраженных и стойких изменений личности преодолеть данное состояние возможно с помощью психотерапевтических методик, аутотренинга и техник гипноза. Главная задача врача – установить истинные причины аномалии, подтвердить или исключить органические поражения, ликвидировать триггеры.

Акцент в коррекции эмоциональной лабильности сделан на техниках когнитивно-поведенческой терапии. Во время сеансов психотерапевт обучает клиента способам контроля над своими эмоциями, методам релаксации. В тяжелых ситуациях в лечении эмоциональной лабильности используют фармакологические препараты: седативные средства растительного происхождения, транквилизаторы бензодиазепинового ряда, анксиолитики, антидепрессанты.

Под эмоциональной лабильностью обычно подразумевают состояние нервной системы человека, которое характеризуется высокой возбудимостью, апатией, депрессией. Оно возникает вследствие жизненных трудностей. Состояние бывает как кратковременным, так и постоянным. Оно может возникнуть у любого человека, независимо от пола и возраста. В психологии отмечается, что главным фактором для лиц с этой патологией является поддержка родных и близких. При обнаружении органического эмоционально-лабильного расстройства необходимо как можно быстрее начать лечение.

Способы коррекции и лечение

Эмоциональная лабильность и ее лечение – важный аспект в формировании личности детей. Взрослым тоже требуется коррекция, поскольку патология не исчезает сама по себе. Перед началом работы с нервной системой необходимо установить причину симптомов.

Если это регулярный стресс, придется отыскать его первопричину и постараться ее устранить. Если это заболевание коры головного мозга, эндокринной или нервной системы, терапия с психиатром станет лишь малой частью программы лечения. В любом случае стоит пройти обследование организма и обратиться к психологу, психиатру или психотерапевту.

Врачи назначают взрослым специальные препараты, способные контролировать эмоциональное состояние и подавлять вспышки гнева, агрессии, экспрессивности. Лечение детского синдрома происходит иначе. Большинство лекарственных средств предназначено только для взрослых пациентов, однако с ребенком используют другие методы работы.

Синдром эмоциональной лабильности у детей – это самовыражение или патология? Черту характера можно скорректировать – это ответственность родителей. В случае обнаружения патологии требуется вмешательство специалиста. Препараты детям почти не назначают, так как их прием в юном возрасте может повлечь за собой серьезные последствия. Если без лечения не обойтись, врач отдает предпочтение лекарствам на основе растительных компонентов.

В большей степени на коррекцию эмоциональной лабильности у ребенка влияют родители. Взрослые должны объяснять, как контролировать эмоции, справляться с неудачами и преодолевать трудности. Именно воспитание способно с раннего детства привить ребенку самоконтроль, спокойствие и адекватность.

Закономерности психических явлений

Психология занимается выявлением законов разных психических процессов, чтобы понимать, как функционирует психика. Примером изученных закономерностей одного из психических явлений, запоминания, являются связи, лежащие в основе работы памяти — ассоциации. Рассмотрим это явление подробнее. 

Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются, обдумываются одновременно или через короткий промежуток времени, то между ними возникают связи. Позже восприятие или представление одного из этих объектов провоцирует мысли о других, включенных в связь.

Физиологически возникновение ассоциативных связей основано на механизме возникновения временных нервных связей, открытом И.П. Павловым в процессе изучения условных рефлексов у животных.

Определение

Условный рефлекс — это индивидуальная реакция, возникшая путем научения.

Чтобы создать устойчивую ассоциацию, необходимы два фактора:

  • совпадение во времени;
  • повторение.

Что делать при эмоциональных перепадах? Как себе помочь?

1) Важно описать словами, что с вами происходит, и дать своему состоянию название. Иногда нам самим сложно понять, какую эмоцию мы испытываем

Для этого можно прибегнуть к такому приему. Найдите в Google картинки с лицами, которые изображают самые разные эмоции и снабжены четким описанием, какая эмоция проиллюстрирована. Подойдите к зеркалу и соотнесите свое лицо с тем или иным изображением. Это поможет осознать, что за эмоция отпечаталась на вашем лице в данный конкретный момент времени.

2) Определите функцию эмоции. Зачем она пришла? Что этот гнев хочет мне сказать? О чем эта грусть? Как я могу строить отношения, используя радость?

3) Продумайте, как реагировать на эмоции, чтобы их сгладить. Этот пункт не только пригодится в качестве самопомощи, но и окажется полезен тем, кто находится рядом с гиперэмоциональным человеком.

Если вы стали свидетелем гнева, продемонстрируйте серьезное отношение к нему. Это поможет снизить его интенсивность.
Если столкнулись со страхом, нужно обеспечить физическую и психологическую защиту и безопасность

«Тебе страшно выходить на улицу? Давай создадим все необходимые условия для полноценной и комфортной жизни дома».
Грусть — важно разделить ее с кем-то и не оставаться с этой негативной эмоцией один на один. Для того чтобы «эффективно» грустить, нам важно проговорить причину грусти — причем сделать это в некотором смысле эгоистично, не задумываясь о чувствах других

Важно, чтобы кто-то разделил с нами боль, переживания и погрустил вместе с нами. Не только устраивайте с друзьями вечеринки в Zoom, но и сообща обсуждайте, чего мы все лишились из-за вспыхнувшей пандемии. Здесь особенно важна совместность, чтобы в грусти не застревать.
Радость — чтобы откликнуться витально, то есть быть живым и вовлеченным. Когда радостный ребенок приносит маме рисунок, необходимо, чтобы она откликнулась живой улыбкой и сказала «Вау!». Формальное «Молодец, иди рисуй еще» не подходит. По возможности живо реагируйте на радость другого человека. Энергия радости, умение ее конструктивно переживать, ощущая включенность, — вот правильный сценарий. То же самое применимо и в отношении себя самого. Когда мы думаем, что кому-то сейчас хуже, чем мне, и вообще грех радоваться, мы гасим в себе позитив. Такая стратегия не очень полезна для гармоничного самоощущения.

4) Учитесь сглаживать амплитуду эмоциональных реакций. Если нарисовать график нашего эмоционального состояния, получится кривая со своими пиками и спадами. Для того чтобы амплитуда была меньше, нужно искать минусы в условно положительном состоянии и плюсы в условно отрицательном. Речь о так называемых вторичных выгодах. «Что я получаю в этом состоянии? Чем оно мне выгодно и чем чревато?» Такой анализ поможет выровнять резкие перепады эмоциональных реакций и ощутимо уменьшить амплитуду их колебаний.

Типы и симптомы

Выделяют два типа эмоциональной нестабильности (неустойчивости):

  • пограничный
  • импульсивный

Первый из названных характеризуется такими факторами:

  • бурное, развитое воображение
  • подвижность когнитивного восприятия
  • излишняя впечатлительность
  • аффективная лабильность
  • мучительное восприятие преград, которые встречаются на пути к достижению целей
  • болезненное восприятие собственных неудач, ошибок, «провалов»
  • стрессы вследствие гиперболизированного восприятия происходящего

Это неустойчивая психопатия, которая граничит с таким психическим заболеванием как шизофрения. Пограничный тип эмоциональной неустойчивости формируется в пубертатный период. В таком возрасте желания превалируют над правилами и запретами, которые установлены в обществе и в конкретной семье или окружении ребенка. Подростки с данным типом эмоциональной нестабильности характеризуются неусидчивостью. Их настроение подвержено сменам, что может повлечь за собой фрустрацию и невнимательность (причем как в школе, так и при проведении свободного времени, на дорогах, в быту и т. д.).

Люди с пограничным типом эмоциональной неустойчивости имеют слабость к испытаниям, которые встречают их на жизненном пути. У них наблюдаются нарушения аутоидентификации. Потому люди с таким характером часто спиваются, начинают принимать наркотики разного плана, нарушают закон. В редких случаях у них может развиться истерия или депрессия.

Люди с пограничным типом эмоциональной нестабильности за короткое время могут привязаться к другому человеку. Потому их личность не имеет такого качества как самостоятельность. Их поведение может характеризоваться суицидальным шантажом, конфликтами с окружающими, беспричинной ревностью во всевозможными ее проявлениями и т.п.

Люди с импульсивным типом эмоциональной неустойчивости излишне возбудимы. Раздражающие факторы сильно влияют на них. Такие люди считают, что мир (природа/судьба/окружающие) настроен против них («всё мне на зло!»). Для детей с таким типом эмоциональной нестабильности характерны такие качества:

  • капризность
  • обидчивость
  • истерики
  • проявления агрессии (словесной и физической)

Если человеку с таким характером не удается занять лидерскую позицию, он начинает замыкаться в себе, проявляет злобу в отношении окружающих. Такой человек совершает в частых случаях публичные, демонстративные аффективные поступки, часто гневается. Для него типичны приступы ярости, в которых он может нанести моральный и физический вред другим.

Окружающие не могут понять и принять такое поведение, изолируются от человека с импульсивным типом эмоциональной неустойчивости. Ситуация этим только усугубляется. Личность становится жестокой, не может и не хочет идти на уступки. Диалог с такой личностью построить крайне тяжело.

Нарушение выраженности и силы эмоций

  • Сензитивность. Характеризуется чрезмерной чувствительностью к эмоциональному событию и ранимостью. Например, человек может расплакаться, если у него из рук выпало яблоко. Сензитивность может быть врожденным качеством или сопровождать расстройство личности.
  • Эмоциональная холодность. Характеризуется притуплением эмоций. События не вызывают адекватной реакции. Явления и объекты встречаются холодным отношением, независимо от их значимости. Например, смерть близкого человека не вызывает грусти или печали у человека. Обычно встречается при шизофрении и шизоидном расстройстве личности.
  • Эмоциональная тупость. Это абсолютная эмоциональная холодность. Любое событие, независимо от эмоциональной значимости, не вызывает реакцию. Эмоциональная тупость возникает при шизофреническом дефекте – конечном состоянии шизофрении.
  • Апатия. Характеризуется безразличием и безучастием к событиям внешнего мира. Они не вызывают интерес или побуждение.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector