Что такое нлп простыми словами

Векторное представление (text embeddings)

В традиционном NLP слова рассматриваются как дискретные символы, которые далее представляются в виде one-hot векторов. Проблема со словами — дискретными символами — отсутствие определения cхожести для one-hot векторов. Поэтому альтернатива — обучиться кодировать схожесть в сами векторы.

Векторное представление —  метод представления строк, как векторов со значениями. Строится плотный вектор (dense vector) для каждого слова так, чтобы встречающиеся в схожих контекстах слова имели схожие вектора. Векторное представление считается стартовой точкой для большинства NLP задач и делает глубокое обучение эффективным на маленьких датасетах. Техники векторных представлений Word2vec и GloVe, созданных Google (Mikolov) Stanford (Pennington, Socher, Manning) соответственно, пользуются популярностью и часто используются для задач NLP. Давайте рассмотрим эти техники.

Word2Vec

Word2vec принимает большой корпус (corpus) текста, в котором каждое слово в фиксированном словаре представлено в виде вектора. Далее алгоритм пробегает по каждой позиции t в тексте, которая представляет собой центральное слово c и контекстное слово o. Далее используется схожесть векторов слов для c и o, чтобы рассчитать вероятность o при заданном с (или наоборот), и продолжается регулировка вектор слов для максимизации этой вероятности.

Для достижения лучшего результата Word2vec из датасета удаляются бесполезные слова (или слова с большой частотой появления, в английском языке —  a,the,of,then). Это поможет улучшить точность модели и сократить время на тренировку. Кроме того, используется отрицательная выборка (negative sampling) для каждого входа, обновляя веса для всех правильных меток, но только на небольшом числе некорректных меток.

Word2vec представлен в 2 вариациях моделей:

  1. Skip-Gram: рассматривается контекстное окно, содержащее k последовательных слов. Далее пропускается одно слово и обучается нейронная сеть, содержащая все слова, кроме пропущенного, которое алгоритм пытается предсказать. Следовательно, если 2 слова периодически делят cхожий контекст в корпусе, эти слова будут иметь близкие векторы.
  2. Continuous Bag of Words: берется много предложений в корпусе. Каждый раз, когда алгоритм видим слово, берется соседнее слово. Далее на вход нейросети подается контекстные слова и предсказываем слово в центре этого контекста. В случае тысяч таких контекстных слов и центрального слова, получаем один экземпляр датасета для нашей нейросети. Нейросеть тренируется и ,наконец, выход закодированного скрытого слоя представляет вложение (embedding) для определенного слова. То же происходит, если нейросеть тренируется на большом числе предложений и словам в схожем контексте приписываются схожие вектора.

Единственная жалоба на Skip-Gram и CBOW —  принадлежность к классу window-based моделей, для которых характерна низкая эффективность использования статистики совпадений в корпусе, что приводит к неоптимальным результатам.

GloVe

GloVe стремится решить эту проблему захватом значения одного word embedding со структурой всего обозримого корпуса. Чтобы сделать это, модель ищет глобальные совпадения числа слов и использует достаточно статистики, минимизирует среднеквадратичное отклонение, выдает пространство вектора слова с разумной субструктурой. Такая схема в достаточной степени позволяет отождествлять схожесть слова с векторным расстоянием.

Помимо этих двух моделей, нашли применение много недавно разработанных технологий: FastText, Poincare Embeddings, sense2vec, Skip-Thought, Adaptive Skip-Gram.

Делай как я

Нейролингвистическое программирование появилось примерно в 1960-х гг. как отрасль практической психологии. Его основатели — профессор лингвистики Джон Гриндер и его студент Ричард Бендлер наблюдали за работой успешных психотерапевтов, чтобы определить, какие методы они используют. Лингвисты изучали способы воздействия на сознание человека, которые в результате получили название НЛП. Если говорить простыми словами, то нейролингвистическое программирование — это комплекс методик, которые воздействуют на образ мыслей другого человека и как следствие, его поведение.

Надо отметить, что нейролингвистическое программирование не является самостоятельной наукой, а лишь набором определенных приемов. Сегодня НЛП применяется в различных областях как способ внушения, техника убеждения, манипулирования. Пример — продажи, переговоры, публичные выступления. Поскольку в основе НЛП лежит моделирование ситуаций или сценариев, его методы работают даже в образовании — моделирование разных стратегий для достижения цели, поведенческих аспектов (например, распределение по ролям) и даже различных фильтров восприятия повышает эффективность обучения.

Речевые стратегии

Журналисты применяли речевые стратегии задолго до того, как НЛП выделилось в отдельное направление. Тем не менее они хороши при живом общении и работают совместно с подстройкой.

Трюизмы

Трюизмы – банальности, не вызывающие желания спорить. Они перекочевали в НЛП из философии, их эффективность не доказана. Человек с критическим мышлением легко оспорит любой трюизм. Уверена, вы сделаете это почти с каждым утверждением ниже:

  • хорошее не может стоить дешево;
  • есть вещи, которые нельзя купить;
  • каждый имеет право на ошибку;
  • не все йогурты одинаково полезны;
  • о вкусах не спорят.

В продажах на трюизмах строят скрипты по отработке возражений. На фразу «Это слишком дорогие ботинки» можно ответить «Скупой платит дважды» и посеять сомнение внутри клиента. Редко трюизмы применяют для выявления потребностей в живом разговоре: банальности стандартизирует клиента в его глазах, отбивают желание продолжать беседу. А вот в рекламных плакатах трюизм работает неплохо: он позволяет человеку чувствовать себя частью общества и дает положительные эмоции. Корректных экспериментов на эту тему не проводили и удачный опыт имеет локальные субъективные успехи.

С первого взгляда спорить не с чем. Но если подумать: что даст сила? Для кого она бесценна? Зачем ее чувствовать?

Забалтывание

В стратегию входит несколько техник по созданию плавности и выразительности речи, иллюзорной связи между предложениями. Например, использование союзов «и» и «но». Сравните предложения:

  • Ваши волосы красивые, но короткие.
  • Ваши волосы красивые и короткие.

Первое предложение носит негативный оттенок, второе уравновешивает утверждения и является позитивным. Подмена союзов меняет настроение собеседника и действует на него положительно. Никаких подтверждающих фактов этому, разумеется, нет. Но звучит и впрямь лучше.

Вторая техника – использование союза «и» для связки речи. Когда я начинала изучать английский, то записывала себя на диктофон. Прослушивала и ужасалась паузам, нелогичности изложения. Чтобы облагородить представление о себе, я использовала связку and («и») между предложениями. Так набор разнородных фраз превратился в годный для прослушивания монолог.

В русском языке так же. Введите союз «и» и речь заиграет новыми красками: «И так прекрасна ночь. И звезды в небе горят. И время бесконечно течет».

Следующая техника хороша для письменного текста. Ее смысл в указании причинно-следственной связи между утверждениями:

  • чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей;
  • чем больше вы хотите развиваться, тем больше думаете о покупке нового курса;
  • после того как купите лапшу, сможете купить роллы со скидкой;
  • я не полечу на Марс, потому что у меня нет столько денег.

Основное правило забалтывания пришло с эриксоновского гипноза – говорить много, перескакивать с вопроса на вопрос, активно посыпать речь предлогами и союзами. Закончить спич просьбой. По легенде НЛПеров человек просто не сможет вам отказать. Мне сложно оценить эффективность этого метода, так как я всегда внимательно слушаю людей и замечаю откровенный бред.

Простите за качество видео, но не поделиться им просто грех. НЛП как оно есть)

Пресуппозиции

Пресуппозиции — речевые уловки, в которых о внушаемом факте говорят как о само собой разумеющемся. Видов пресуппозиций много, поэтому для удобства я привела схему.

Все о пресуппозиции в одной схеме

Техники и методы воздействия

Методы воздействия на человека посредством НЛП имеет целью задействовать потенциал скрытых возможностей человека через формирование тех программ и способов действия, которые позволяют добиться надлежащего результата. Речь идет как о самовоздействии, так и о воздействии на психику другого индивида (пациента, партнера по общению и пр.).

Из наиболее известных техник, практики в области НЛП упоминают следующие:

  1. Техника якорей: применима в случаях фиксации на каком-либо негативном опыте (событии, действии) человека. Происходит работа с условными рефлексами человека: переживание негатива закрепляет этот условный рефлекс на отрицательном опыте, потому главная задача – создать в противовес позитивное переживание и «заякорить» именно его в подсознании индивида.
  2. Техника взмаха. Ею может воспользоваться даже не специалист в НЛП, что говорит про ее универсальность. Техника позволяет добиться смены жизненной установки или ролевой функции человека, избежать стереотипов. Анализу поддается, к примеру, нежелательная привычка человека и вместе с ней – желаемый результат (избавление от привычки). Происходит совмещение ассоциаций: с чем ассоциируется (определенная картинка, музыка) вредная привычка и с чем ассоциируется существование без нее. Нужно добиться состояния, когда ассоциация про вредную привычку тускнеет, а положительная ассоциация – становится ярче, при этом они существуют одновременно в сознании. Мысленно проделав эту «операцию» около 15 раз, надо стереть оба образа из сознания, одним махом.
  3. Техника круга ресурсов: основана на самоанализе – нужно выписать свои наиболее важные и весомые ресурсы. Представить на полу перед собой круг с диаметром около 1м, ресурсы мысленно вкладываются в этот круг поочередно (человек вначале должен «прочувствовать» каждый ресурс, словно пропустить его через себя). Круг наполняется до тех пор, пока не останется пустого места (можно несколько раз возвращаться к списку ресурсов и дополнять его).

В НЛП также разработаны техники манипулирования людьми, направленные исключительно на изменение поведения окружающих людей на желательное:

техника «требуй большего»: нужно сосредоточиться на результате, намного большем, чем требуется человеку – такая «неадекватность» заставит оппонента отказать просителю, зато потом можно требовать и добиться выполнения уже реалистических целей (проявится стремление избежать негатива от отказа в выполнении просьбы); техника лести: широко знакома и используется многими, позитивными словами и похвалой (даже безосновательной) можно добиться безусловного и некритического отношения к себе – хотя здесь важно не «перегнуть палку» (не применять откровенную ложь); техника перефразирования: вроде бы пересказывается мысль собеседника, но в слова вкладывается иной смысл, необходимый для манипулирующего индивида (так осуществляется психологический прессинг). НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека

Также, помогает избежать того, что «неэкологично»

НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека. Также, помогает избежать того, что «неэкологично».

Видео:

Краткое изложение текста (Text Summarization)

Человеку сложно вручную выделить краткое содержание в большом объеме текста. Поэтому в NLP возникает проблема создания точного и лаконичного резюме для исходного документа. Извлечение краткого содержания (Text Summarization) — важный инструмент для помощи в интерпретации текстовой информации

Push-уведомления и дайджесты статей привлекают большое внимание, а количество задач по созданию разумных и точных резюме для больших фрагментов текста растет день ото дня

Автоматическое извлечение краткого содержания из текста работает следующим образом. Сначала считается частота появления слова во полном текстовом документе, затем 100 наиболее частых слов сохраняются и сортируются. После этого каждое предложение оценивается по количеству часто употребимых слов, причем вес больше у более часто встречающегося слова. Наконец, первые Х предложений сортируются с учетом положения в оригинальном тексте.

С сохранением простоты и обобщающей способности алгоритм автоматического извлечения краткого содержания способен работать в сложных ситуациях. Например, многие реализации терпят неудачи на текстах с иностранными языками или уникальными словарными ассоциациями, которые не содержатся в стандартных массивах текстов.

Выделяют два фундаментальных подхода к сокращению текста: извлекательный и абстрактный. Первый извлекает слова и фразы из оригинального текста для создания резюме. Последний изучает внутреннее языковое представление, чтобы создать человекоподобное изложение, перефразируя оригинальный текст.

Методы в извлекательном сокращении работают на основе выбора подмножества. Это достигается за счет извлечения фраз или предложений из статьи для формирования резюме. LexRank и TextRank — хорошо известные представители этого подхода, которые используют вариации алгоритм сортировки страниц Google PageRank.

LexRank — алгоритм обучения без учителя на основе графов, который использует модифицированный косинус обратной частоты встречи слова, как мера похожести двух предложений. Похожесть используется как вес грани графа между двумя предложениями. LexRank также внедряет шаг умной постобработки, которая убеждается, что главные предложения не слишком похожи друг на друга.

TextRank похож на алгоритм LexRank, но имеет некоторые улучшений. К ним относятся:

  • использование лемматизация вместо стемминга
  • применение частеречной разметки и распознавания имени объекта
  • извлечению ключевых фраз и предложений, на основе этих слов
  • вместе с кратким содержанием статьи TextRank извлекает важные ключевые фразы.

Модели для абстрактного резюмирования используют глубокое обучение, которое позволило сделать прорывы в  таких задачах. Ниже представлены примечательные результаты больших компаний в области NLP:

  • Facebook Neural Attention — нейросетевая архитектура, которая использует локальную модель с механизвом внимания, способную генерировать каждое слово резюме в зависимости от входного предложения.
  • Google Sequence-to-sequence придерживается кодер-декодер архитектуры. Кодер отвечает за чтение исходного документа и кодировку во внутреннее представление. Декодер отвечает за генерацию каждого слова в сводке на выходе и использует кодированное представление исходного документа.
  • IBM Watson использует похожую Sequence-to-sequence модель, но со свойствами внимательной и двунаправленной рекуррентной нейросети.

Интересные статьи:

  • NLP Architect от Intel: open source библиотека моделей обработки естественного языка
  • Рекуррентные нейронные сети: типы, обучение, примеры и применение
  • Word2Vec: как работать с векторными представлениями слов

Шаг 4. Найти полезные Ресурсы

Чтение:

  • Классическая книга Дэна Журафски и Криса Мэннинга
  • Йоав Голдберг с рассказом о DL в NLP
  • Foundations of Statistical Natural Language Processing (Christopher D Manning & Hinrich Schutze)
  • NLTK book 
  • Материалы от NLP Stanford Group
  • Natural Language Processing by Jacob Eisenstein

Датасеты:

Онлайн-курсы

  • Natural Language Processing
  • Applied Text Mining in Python
  • Natural Language Processing with Dan Jurafsky and Chris Manning, 2012
  • Курс от университета Стэнфорда по DL in NLP

Сайты и блоги

  • NLP-progress
  • NLP News
  • Stories in Towards Data Science

Готово: теперь вы можете выбрать задачу, метод(ы) и начать воплощать задуманное!

PS: методы можно комбинировать

Что такое нейролингвистическое кодирование

Зачастую даже применение медикаментов не способно излечить человека от алкогольной зависимости. Даже если пациент длительное время воздерживался от алкоголя и избавился от физической тяги к спиртному, психологически он может быть всё ещё подвержен стремлению испытать удовольствие от опьянения.

Цель нейролингвистического кодирования – полностью устранить из подсознания программу алкогольного саморазрушения или заменить её естественной программой жизнедеятельности. Психотерапевтические методы на основе нейролингвистического программирования предлагают пациентам иные источники удовлетворения.

Некоторые методы НЛП помогают человеку восстановить его врождённую способность воспринимать мир непосредственно, как в детстве, с постоянным удивлением и постоянной радостью. Другие методы помогают человеку обрести утраченную гармонию в любви и семейной жизнь. Третьи основаны на способности каждого человека к творчеству.

Нейролингвистические методы, используемые для лечения алкоголизма, достаточно многогранны и многочисленны, но все они основаны на создании новой стратегии поведения, которая разрушает те поведенческие шаблоны, которые формируют у человека непреодолимую тягу к спиртному.

С чего начать?

Но основной формат обучения в НЛП это тренинги, и есть много центров которые НЛП обучают. Так что для пробы можно сходить на тренинг, тем более что часто бывают демонстрационные и бесплатные занятия. Базовый курс называется Практик НЛП, но есть и тренинги обучающие конкретным навыкам. Например у нас в центре:

«Мастерство Коммуникации» — навыки эффективного общения;«Успешное Мышление» — методы изменения;«Повседневный Гипноз» — использование транса в повседневной жизни (мы постоянно гипнотизируем друг друга, давайте делать это эффективно и экологично);«Изменение Убеждений» — разбираемся со своими правилами жизни;
И многие другие.

Группы 1974 и 1975 годов

Реконструкция ранних стадий возникновения НЛП ясно демонстрирует, какое необыкновенно сильное влияние на дальнейшее направление развития начатого проекта оказало изучение деятельности Эриксона. Многие взгляды о психотерапии, формировавшие до определенного момента точку зрения Бендлера и Гриндера, были отброшены в 1974 году. Прошли времена, когда в этой области науки доминировало убеждение о сердечных, аутентичных и эмпатич-ных терапевтах. Группы встреч начали интенсивные эксперименты с различными видами коммуникационного поведения. Действительно можно признать, что с 1974 года прагматический метод работы Эриксона, направленный в своем существе на определенные цели и пользующийся разнообразными средствами, пользовался среди создателей НЛП наибольшей популярностью. Их девиз теперь звучал: «Когда то что ты делаешь не работает, сделай что-нибудь иное!».

Целью деятельности различных групп в 1974 и 1975 годах было прежде всего разработать следующие формальные модели для коммуникационных процессов. На переднем плане их интересов, наряду с языковой активностью, находилось невербальное поведение Перлза, Сатир и Эриксона

Невербальная коммуникация казалась необычайно важной частью их терапевтического воздействия. Уже Эриксон открыл возможности использования невербального контакта для проведения изменений у клиентов

Он многие годы своей жизни провел формируя такую коммуникацию и подстраивая ее к терапевтическим процессам. Модели, которые теперь хотели выработать Бендлер и Гриндер, должны были также помогать в анализе и представлении структуры эффективных паттернов невербальной терапевтической коммуникации.

Таким образом, на этот период приходится инициация реального проекта НЛП — создание общих моделей коммуникации, субъективных переживаний и изменений. Бендлер и Гриндер надеялись, что благодаря этим моделям станет возможным точно представить структуры коммуникации, приводящей к изменениям. Впервые должна была возникнуть возможность присвоения опыта терапевтической магии. Дело было в том, чтобы выработать паттерны , опирающиеся на узко формальном описании того, что делали терапевтические маги, такие как Перлз, Сатир и Эриксон, а не в том, что они предполагали, что делают.

Ни в коем случае никто не хотел ограничивать использование этих моделей лишь для нужд психотерапии. Они были сконструированы таким образом, что могли применяться во всех процессах коммуникации. Поскольку они возникли в рамках психотерапевтической работы над изменениями, широкое распространение получил взгляд, что НЛП — это новая форма психотерапии. Однако модели неиролингвистического программирования по своему существу построены таким образом, что дают возможность моделировать любое человеческое переживание и поведение. Поэтому техники коммуникации и терапевтические методы приводящие к переменам, с которыми сегодня знакомятся на курсах, в принципе лишь эффекты применения этих моделей, в определенных сферах человеческой коммуникации.

Первые контуры главной модели НЛП, так называемого 4-Tupel, или Модели Четверки, стали заметными в конце 1974 года. С ее помощью, программисты начали исследования, измененных состояний сознания. Теперь уже вопрос не касался только лишь психотерапии. Главным предметом их интересов стала скорее структура коммуникационного поведения, вызывающего изменения и неотделимый от нее вопрос о структуре субъективного опыта и природе измененных состояний сознания. Кроме применения методов Пер-лза и Сатир, эксперименты велись также с различными техниками из области трансовой индукции, гипнотическими языковыми паттернами Эриксона и с косвенной метафорической коммуникацией. Так же, так называемые феномены глубокого транса, такие как: позитивные и негативные галлюцинации, искажение восприятия времени, амнезия, нечувствительность к боли, регрессия возраста, левитация руки, каталепсия и им подобные, были детально изучены специалистами нейролингвистического программирования. Появились первые, частичные паттерны НЛП, успешность которых была подтверждена. Результаты этой интенсивной экспериментальной фазы были опубликованы в трех книгах, которые до сих пор входят в состав основной литературы об НЛП. В этих публикациях представлены модели, дающие возможность формировать практически любое поведение и ощущение а также вырабатывать новые формы вмешательства.

Публикуется по: Вольфганг Волкер «Проект НЛП: исходный код»

Центр НЛП в Образовании под руководством А. Плигина

25 лет Центр специализируется на обучении нейролингвистическому программированию (НЛП). Это единственная организация в России, включенная в Международную энциклопедию НЛП.

Является эксклюзивным представителем Европейской Ассоциации Нейро-лингвистической Психотерапии (НЛПт) на территории России.

Большинство тренеров НЛП в России и странах СНГ являются выпускниками Центра.

Дистанционный курс НЛП-Практик будет вам полезен и эффективен, если вы:

  • Хотите связать свой путь с психологией — стать психологом/коучем, и только получает образование;
  • Делает первые шаги в направлении психологии: НЛПпрактик даст дополнительные инструменты для работы с клиентом;
  • Давно работает и ищет дополнительные навыки и инструменты для работы с клиентом;
  • Ищите инструменты для самопомощи и самокоучинга, хотите повысить свою грамотность в сфере психологии и помочь себе в работе с различными проблемами.
  • Курс полностью адаптирован к обучению онлайн и направлен на освоение практики, а не на теорию.
  • Программа разработана с учетом современных международных стандартов в сфере НЛП и совокупного практического опыта преподавателей Центра.

Преподаватели: Андрей Плигин и Александр Герасимов — опыт в сфере НЛП более 20 лет.

После успешного прохождения курса вы можете получить именной сертификат московского Центра НЛП в образовании международного образца, позволяющий продолжить обучение НЛП в любом Центре России и большинстве ведущих Центров за Рубежом.

Обучение длится 5 месяцев. Проходит в онлайн-классе. Раз в два-три дня в нем открываться один урок продолжительностью от 30 до 90 минут. Уроки вы можете смотреть в любое удобное время.

После каждого урока вы будете получать домашнее задание, которое поможет вам начать применять новые знания на практике. Домашние задания будут проверяться в зависимости от выбранного вами формата участия. Вы получите индивидуальную обратную связь и поддержку от тренеров и кураторов курса.

Преимущества:

  • Центр на рынке образования более 20 лет
  • Рассрочка платежа до 12 месяцев
  • Куратор 24/7
  • Полный сертификационный курс НЛП-Практик по Европейским стандартом
  • 6 модулей обучения
  • Сертификат международного уровня
  • Практическая работа в группе с учениками
  • 70 часов обучающего материала, 48 виде-уроков
  • 100 часов практики
  • Раздаточный материал и домашнее задание к каждому уроку
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector