Человеческие состояния и формы поведения текст научной статьи по специальности «психологические науки»

Что делать если Вы стали испытывать подавленность

Если это однократное временное состояние, которое никак не отражается на Вашем поведении и трудоспособности, то не стоит на это обращать внимание, ищите на что можно переключиться и подавленность сама по себе пройдет.

Скорее всего причина такого угнетенного состояния — внешний фактор (стресс, психологическая травма, переутомление и т.п.) и поэтому это нормальная реакция психики, не требующая лечения.

Если же подавленное настроение длится более чем несколько дней, возникло без видимой внешней причины и сказывается на Вашей деятельности (снизилась продуктивность, для достижения обычных результатов требуется слишком большое напряжение, пропуски работы или учебы), то следует искать помощь у специалиста, так как, скорее всего, это уже болезненное состояние.

Синдром иностранного акцента: «Do you speak English?»

Джулиа Матис всю жизнь прожила в Британии, но не может говорить на чистом английском. Способность говорить на английском языке она утратила внезапно. После автомобильной аварии речь девушки сильно изменилась. Со стороны складывается ощущение, будто Джулиа — не коренная англичанка. Более того, изменение собственной речи заметила и сама девушка. Выговор менялся постепенно. Но даже незначительные изменения негативно сказывались на психическом самочувствии. Девушка не узнавала собственный голос. По словам Джулии, было такое ощущение, что вот-вот лопнет голова. Кроме того, начались постоянные головные боли. Неврологи точно не могу сказать, почему речь девушки внезапно изменилась. Врачи предполагают, что проблема кроется в повреждении нервов. Из-за этого мозг автоматически расставляет акценты в словах странным образом. В итоге речь человека начинает звучать как плохой перевод.

Как рождается чувство долга?

Чувство долга нас начинают заставлять испытывать еще с ранних лет, когда родители говорят о том, что мальчик или девочка не должны делать определенные вещи или должны вести себя по какому-либо стандарту. Затем к такому воспитанию активно подключаются учителя в школе, которые всячески наказывают за невыполненное задание, а низкие оценки просто висят на вас грузом. Перед учеником стоит задача незамедлительно доделать домашнее задание и занести учителю, потому что ученик должен. Во взрослой жизни человек становится финансово обязанным своей семье и обществу.

Подобное требование к обязательствам и пребывание в постоянных «долгах» может легко привести к депрессии. Также многие люди живут в мире иллюзий, думая, что после окончания армии или университета они смогут жить полноценной жизнью вдали от постоянно что-то требующих родителей и преподавателей. Однако после окончания университета наступает другой период, который также имеет свои подводные камни, а свет в конце тоннеля является лишь обманом. Такое поведение и мысли присущи людям с повышенным чувством ответственности.

Просопагнозия: без лица

Мы уже знаем, что люди могут считать себя мёртвыми и видеть в окружающих двойников. Однако иногда человек не в состоянии различить лицо человека, с которым прожил всю жизнь. Состояние впервыде описал немецкий невролог Бондамер в 1947 году. К нему поступил 24-летний парень, восстанавливающийся после пулевого ранения в голову. Жалобы у пациента были специфические. По его словам, каждое утро он просыпался в постели с чужой женщиной. Хотя на самом деле незнакомка была его женой. Просто больной не мог узнать её лица. При этом тактильные навыки распознавания лиц у пациента остались. Зарегистрированы случаи, когда просопагнозия достигает пика, и человек перестаёт узнавать в зеркале собственное лицо. Для отклонения необходимо нарушение в головном мозге связи между зрительными каналами и зонами, которые отвечают за память.

Библиомания: все мысли о книгах

Библиомания — одна из разновидностей навязчивого состояния. Некоторые люди постоянно моют руки и совершают странные бытовые ритуалы. Другие собирают книги. При этом библиоманы совершенно не собираются их читать. Главное — факт покупки и чувство, которое дарит собственная библиотека. Более того, такие люди скупают десятки одинаковых книг — количество тоже играет роль. В результате литературные плюшкины превращают своё жильё в склад книжного магазина.

  • 6 точных признаков того, что он/она любит вас не за то, кем вы являетесь
  • Почему девушки так любят закатывать глаза?
  • Война со свекровью: 3 работающих способа настоять на своём
  • Бредовой идеей можно заразить совершенно здорового человека. Это называется «индуцированным бредом»
  • Люди, плохо отзывающиеся о других, несчастнее

Слова выражающие чувства

Слова, выражающие злость:рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.

Слова, выражающие любовь:нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.

Слова, выражающие удивление:пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.

Слова, выражающие растерянность:сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.

Слова, выражающие страх:напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.

Слова, выражающие отвращение:оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.

Слова, выражающие вред:ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.

Слова, выражающие унижение:преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.

Слова, выражающие счастье:блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.

Слова, выражающие одиночество:покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.

Слова, выражающие грусть:унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.

Слова, выражающие полезность:приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.

Слова, характеризующие деятельность:оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.

Система Шелдона

Данная классификационная система разработана американским специалистом Уильямом Шелдоном в довоенные годы прошлого столетия. Система разрабатывалась для узкой систематизации монет номиналом 1 цент, однако, вышла за пределы данной области и в настоящее время находит все более широкое применение для определения состояния не только металлических, но и бумажных денег. В отличие от вышеописанных девяти международных категорий, имеет 70 оценочных градаций. При этом оценка производится не только с точки зрения изношенности банкноты, как в международной системе, но и с учетом брака и попыток исправления этих дефектов.

Максимальный показатель по шкале Шелдона равен 70. На высшую категорию идеальной сохранности «артикулейтед» по данному каталогу приходится целый десяток степеней в пределах 60-70. На более низкие категории число градаций постепенно уменьшается с 9-ти у качества ABOUT UNCIRCULATED (нумерация 50-59) до POOR, которое соответствует собственно единице.

Проблемы психологических состояний

К проблемам нарушений состояний психики можно отнести:

  1. Психосоматические отклонения — это группа болезней, причины которых связаны как с расстройствами психики, которые проявляются на физиологическом уровне, так и отклонениями физиологии, возникающие на уровне психики индивида. Лечение психосоматических заболеваний основывается на изучении взаимодействия подсистем человеческого организма и выявлении первичного заболевания, которое привело к расстройствам.
  2. Маниакально-депрессивное расстройство — это группа психических заболеваний, которые протекают циклично с периодически возникающими депрессивными или маниакальными приступами. В периоды между приступами происходит полное восстановление психической деятельности человека. Во время периода мании больной перестает замечать негативные стороны своей жизни; у человека появляется уверенность в своих силах и мотив совершать общественно-полезную деятельность. Во время периода депрессии больной теряет интерес к жизни и не испытывает желания проявлять какую-либо активность.
  3. Деперсонализация — расстройство личности. Отличается нарушением ее самовосприятия и отчуждением от собственных психических особенностей. В психологии отклонение характеризуется потерей чувства собственного «Я» и невозможностью управлять своей жизнью из-за ощущения «наблюдения со стороны».
  4. Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере и мышлении. Выраженность симптомов и признаков шизофрении зависит от течения и формы заболевания. Диапазон их широк: от эмоционального спада, апатии до ярких галлюцинаторных и бредовых вспышек и моторного возбуждения.
  5. Склонность к паническим атакам. Панические атаки являются эпизодически проявляющейся тревожностью, характеризующейся внезапно возникающими приступами тревоги и страха на фоне стресса. Интенсивное чувство длится около 10 мин, но симптомы заболевания причиняют огромный дискомфорт человеку, влияя на его психическое состояние. Приступы паники возникают непредсказуемо; во время них больной чувствует нарастающую тревогу вместе со страхом умереть или сойти с ума.
  6. Нарушения памяти — это вид когнитивных нарушений, характеризующийся снижением или полной утратой функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Память тесно связана с речью, мышлением, восприятием и эмоциями и может негативно отразиться на психических состояниях личности.
  7. Обсессивно-компульсивное расстройство — проявляется в виде повышенной тревожности и появления непроизвольных и навязчивых мыслей, которые способствуют развитию фобий. Заболевание возникает, когда человек попадает в цикл одержимости и навязчивых состояний. Обсессии представляют собой мысли, непроизвольно возникающие в человеческом сознании, а компульсии — особые ритуалы, повторяющиеся действия, которые позволяют избавиться от навязчивых мыслей.
  8. Отклонения психических состояний в результате травмирующих событий (ПТСР) — возникает после проживания сильного стресса, события, которое оказало сильнейшее воздействие на психику человека. Такие ситуации могут быть как объективно травмирующими, так и субъективно негативными, в зависимости от индивидуального опыта человека. 

Примечание

Недостаток любви и внимания в детстве может послужить началом развития ментальных отклонений, которые во взрослой жизни значительно влияют на все сферы жизни человека.

Крайне тяжелое состояние больного

Крайне тяжелое состояние больного характеризуется настолько резким нарушением основных жизненно важных функций организма, что без экстренных и интенсивных лечебных мероприятий больной может погибнуть в течение ближайших часов или даже минут. У таких больных сознание обычно резко угнетено, вплоть до комы, хотя в ряде случаев остается ясным. Положение чаще пассивное, иногда отмечаются двигательное возбуждение, общие судороги с вовлечением дыхательной мускулатуры.

Лицо мертвенно-бледное, с заостренными чертами, покрыто каплями холодного пота («маска Гиппократа»), пульс определяют только на сонных артериях; АД не определяется, тоны сердца едва выслушиваются. ЧСС достигает 60 уд./мин. При тотальном отеке легких дыхание становится клокочущим, изо рта выделяется пенистая мокрота розового цвета, над всей поверхностью легких выслушиваются разнокалиберные незвучные влажные хрипы. У больных, находящихся в астматическом статусе, дыхательные шумы над легкими не выслушиваются.

Эмоционально психологическое состояние

При учете этого фактора учитывается сочетание эмоционального и психологического состояния индивида. В число наиболее распространенных эмоций входит:

  • настроение;
  • аффекты;
  • стрессовые ситуации;
  • страсть;
  • фрустрация.

Одним из ведущих показателей в этом перечне является настроение. Именно оно способно меняться достаточно часто и оказывать большое влияние на краткосрочное психологическое состояние.  Этот показатель индивидуален для каждого человека. Есть люди, почти постоянно пребывающие в хорошем настроении, те, кто склонен к преобладанию плохого.

Это определяется видом темперамента. В зависимости от этого показателя люди подразделяются на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Наиболее часто в позитивном настроении находятся, как показали исследования, сангвиники. Флегматики являются холодными и мало эмоциональными людьми, которые способны контролировать ситуацию за счет умения сдерживать свои эмоции, что называется «держать себя в руках». Максиму отрицательных эмоций испытывает меланхолик. Холерики подвержены частым перепадам эмоционального состояния.

Из перечисленных видов настроения наиболее опасной для возникновения патологических состояний в психоэмоциональной сфере относится фрустрация. Она возникает в период череды неуспехов, приводит к потере уверенности в себе, апатии. Для вывода их этого состояния часто может потребоваться помощь психотерапевта, готового настроить пациента на волну успеха.

К длительным состояниям, часто требующим вмешательства специалиста, становится стресс. Это состояние часто становится основанием формирования психосоматических диагнозов, в некоторых патологических ситуациях длительный стресс может привести к формированию аффективных нарушений,  других психологических болезней.

На психоэмоциональном состоянии, хотя и, как правило, краткосрочно, сказываются такие эмоции, как страсть и аффект.

При оценке психо-эмоционального состояния обязательно учитываются испытываемые индивидом чувства. Они могут быть нравственными, интеллектуальными, моральными, эстетическим и познавательными.  Каждое чувство является кратковременным, но склонность к переживанию определенных чувств формирует личность.

Только сочетание чувств и эмоций, преобладание определенных показателей этих характеристик, формируют каждого человека как отдельный уникальный индивид, которому свойственно определенное психологическое состояние, которое определяет поведение и реакции в различных ситуациях. Эти факторы формируют духовную жизнь, без которой каждой из нас не являлся бы личностью.

Список использованной литературы

1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 512 с.

2. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. — М.: МПСИ, 2010. — 416 с.

3. Вербина Г.Г. Стресс и управление эмоциональным состоянием // Новости науки и техники. Серия: Медицина. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф. 2007. № 1. С. 298-298.

4. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. — 176 с.

5. Ефимова С.Н. Основы общей психологии. — М.: Форум, 2007. — 288 с.

6. Каменская Е.Н. Психология личности. Конспект лекций. — М.: Феникс, 2010. — 160 с.

7. Костюк Н.В. Позитивная мотивация к обучению: понятия, закономерности, факторы развития // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 1. С. 96-97.

8. Общая психология и психология личности. — М.: АСТ, 2009. — 640 с.

9. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 68-80.

10. Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ.: Питер, 2007. — 720 с.

11. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. — М.: Юрайт, 2010. — 192 с.

12. Шмырева О.И. Идентификация эмоциональных состояний учащихся // Мир образования — образование в мире. 2008. № 1. С. 232-239.

Размещено на

Как проявляется синдром

СХУ имеет довольно широкую симптоматическую картину. Его признаки не специфичны, и, учитывая то, что многие из них сопровождают и другие заболевания, диагноз СХУ выставить довольно сложно. Как правило, пациент успевает побывать у множества узких специалистов, прежде чем выйдет на правильную тропу.

Главный симптом этого состояния – непреодолимая усталость, присутствующая на протяжении не менее 6 месяцев. Она сопровождает человека даже после достаточного сна или отдыха. Просыпаясь, больной уже чувствует себя уставшим. К тому же усталость присутствует даже тогда, когда он ничего не делает.

Слабость, недомогание, отсутствие жизненной энергии неустанно сопровождают больного с СХУ. У него резко падает работоспособность. Ранее активный, жизнерадостный человек, ведет себя как амеба. Работа дается ему с трудом, над одной задачей он может коптеть весь день, так и не доведя ее «до ума».

Дела по дому также не ладятся. С трудом удается заставить выполнять себя свои обязанности, а чаще больной их просто игнорирует, валяясь целый день на диване и ничего не делая.

Несмотря на то, что люди с синдромом хронической усталости постоянно ощущают сонливость, причем даже днем, они часто испытывают трудности с засыпанием. Нередко их сопровождает бессонница или беспокойный сон.

Из других частых признаков СХУ выделяют апатию и депрессию. Больных сопровождает плохое настроение, теряется интерес ко всему происходящему. Даже то, что раньше вызывало особый интерес, сейчас утрачивает какую-либо значимость. Потребность в сексе также снижается или отсутствует вовсе. Больной раздражителен, агрессивен.

Снижаются когнитивные способности. Человек становится невнимательным. В работе допускает ошибки. Чтобы избежать этого, свои обязанности выполняет очень медленно и перепроверяет все по несколько раз.

Страдает восприятие и память. Порой случается так, что рассматривая какой-то документ или текст, больной не понимает, о чем в них говорится. На слух информация также не воспринимается. Человек забывает даже то, что услышал несколько минут назад.

Физиологические симптомы тоже разнообразны. Среди них:

  • беспричинные головные боли;
  • гипертермия до 38°;
  • увеличение лимфоузлов на шее и в подмышечных впадинах;
  • боль в крупных суставах и в мышцах без причины, причем сегодня болезненность присутствует в коленях, а завтра — в локтях. То есть ее характер непостоянный;
  • непереносимость физических нагрузок. Малейшая двигательная активность приводит к полному истощению. Например, поход в ближайший к дому магазин сопоставим с бегом на несколько километров;
  • частые фарингиты и простудные заболевания;
  • аллергии.

У таких людей нередко возникает синдром раздраженного кишечника. Он носит функциональный характер, проявляется болями в животе, диареей или запорами, изменением характера стула. Появляются ложные позывы к дефекации, метеоризм, ощущение переполненного кишечника.

Девушка, страдающая СХУ, описывает свое состояние как «на последнем дыхании»: ещё немного, и она не в состоянии будет сделать очередной вдох. Сил вообще нет, хотя ничего особенного она не делает. Хочется только спать и есть. Все раздражает, хочется спокойствия и тишины. Разговоры с людьми утомляют и вызывают нестерпимую головную боль.

Причины, предпосылки и факторы риска

Принято считать, что психологическая травма всегда случается внезапно. Она возникает в момент, когда человек совсем не подготовлен к шокирующему событию. Однако это не совсем так – казалось бы, родственники пациента, страдающего онкологическим заболеванием, знали о далеко зашедшем патологическом процессе, знали о стадии заболевания и о том, что врачи сделали все, что могли. Тем не менее, после ухода их близкого из жизни, у них может развиться реакция тяжелой утраты, схожая с той, которая будет и у человека, потерявшего своих родных внезапно, например, в автокатастрофе.

Выделяют условия, которые приводят к психологической травме с большой долей вероятности:

  • Травмирующее событие случилось неожиданно, ничто не указывало на такое развитие событий.
  • Не было никакой возможности предотвратить травмирующее событие. Или такая возможность была, но пациент ей не воспользовался.
  • Событие было отмечено жестокостью или несправедливостью.
  • Есть предпосылки из детства: такое же травмирующее событие произошло много лет назад и не было проработано со специалистом.
  • У человека были неоднозначные отношения с пострадавшим (например, частые ссоры или чувство вины).

Психологической травмой может стать что угодно – утрата, эпизод насилия, несчастный случай, заболевание, сильная опасность для жизни и здоровья. Травматичный эпизод может произойти как с самим пациентом, так и с его родственниками или друзьями или на его глазах.

Вызвать психологическую травму может и длительное негативное воздействие на психику – например, жизнь в семье с частыми эпизодами насилия, соседство с преступниками или неадекватными людьми, длительная болезнь. Для «чувствительных», сенситивных людей с лабильной психикой даже, казалось бы, рядовое событие может в ряде случаев повлечь за собой травматизацию, которая в таких случаях называется «расстройством адаптации», но, тем не менее, требует помощи специалиста. Такими причинами могут стать переезд в новый город, смена работы с увеличением нагрузки и ростом требований и конкуренции, даже такое радостное событие, как появление в семье ребенка (даже любимого и долгожданного!) может послужить «пусковым механизмом» для развития расстройства адаптации.

Чаще всего к психологическим травмам приводят следующие события:

  • Бытовые травмы, спортивные травмы.
  • Перенесенные хирургические операции, особенно если вмешательство произошло в детстве.
  • Смерть близкого человека.
  • Техногенные и антропогенные катастрофы. Автоаварии, авиакатастрофы.
  • Расставание в отношениях, которые много значили.
  • Унизительный опыт, сильное разочарование в себе или окружающих.

Нужно понимать, что не у всех людей вышеперечисленные ситуации приведут к психологической травме. Есть некоторые факторы риска, которые повышают уязвимость перед эмоциональными потрясениями. У некоторых людей к травме может привести на первый взгляд малозначимое событие, а кто-то легко переносит даже длительное пребывание в травматичной обстановке.

Повышенный риск отмечают у людей, которые находятся в состоянии постоянного стресса. Также в зоне риска люди с детскими травмами, все те, кто страдал от эпизодов депрессии или тревожного расстройства. У таких людей легко спровоцировать психологическую травму и еще легче – повторную травматизацию. У части пациентов, которым ставят диагноз «психотравмы», и в прошлом отмечалась некая предрасположенность к избыточному реагированию – врожденная «уязвимость к стрессу», иначе называемая специалистами «эмоциональной лабильностью».

Дополнительные тесты

Вместе с выполнением этих тестов на психологическое состояние, рекомендует вам пройти следующие задания.

  1. Тест на психопатию. С его помощью вы сможете заподозрить ряд отклонений, которые свидетельствуют о психическом заболевании.
  2. Выбери картинку и узнай, какая ты личность. В зависимости от выбранного вами изображения вы сможете лучше разобраться в индивидуальных особенностях своего характера.
  3. Тест на зависимость от общественного мнения. С помощью этого опросника можно определить насколько для вас важна точка зрения окружающих людей и умеете ли вы принимать решения самостоятельно.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  • Слабо выраженные, поверхностные состояния (лёгкая грусть и т.п.)
  • Сильные, глубокие состояния (страстная любовь и т.п.)
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector