Тест роршаха

Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха

1) Анализ того, как видит испытуемый объект

Если испытуемый описывает объект полностью, опирается на целостный образ, не важно происходит это в начале или вообще, то испытуемый при изучении объектов старается изучить непосредственно все связанное с объектом. Если описывается только отдельные части, то при познании мира испытуемый отдает предпочтение деталям и ему не важно их взаимодействие

(Пример: Можно описать, что воробей сидит на веточке, где растет листочек, а на нем гусеница. Но при этом можно сказать, что это просто старая покрышка)

2) Как описывается форма объекта. Если испытуемый описывая кляксу упоминает, что фигура имеет хорошую форму, то это основной признак того, что человек может себя контролировать при личных побуждениях. Еще считается, что форма в ответе является основным элементом интеллекта человека. Когда форма довольно слабо описывается, то о таком человеке можно сказать, что он обладает недостаточным самоконтролем и способен срываться в некоторых ситуациях. Если при этом к форме добавляется движение, то это явный признак наличия творческих способностей, а также воображения. Движение может делиться на два типа: активное (двигается автомобиль) и пассивное (идет время или уйти от судьбы). В зависимости от типа движения можно судить о том, к какому типу движения больше склонен испытуемый.

3) В каком цвете описываются объекты. Если используется такие цвета, как: белый, серый, черный – это говорит о опыте сдерживания в себе аффекта. Если при ответах используется цвет в сочетании с формой – такая личность хорошо контролирует свою эмоциональность, адекватно себя ведет в межличностных отношениях, при необходимости может сопереживать. Если при ответе испытуемый использует оттенок цвета – такая личность сильно восприимчива при общении общении и серьезно относится к нюансам при этом общении.

4) Стандартизация ответа. Если человек отвечает стандартно и видит фигуры, которые видят и другие испытуемые, то это свидетельствует и стереотипном мышлении человека. У него нет своего мнения, а при решении вопросов, подобно клише используются методы, которые до этого уже кто-то применял.

5) Если испытуемый видит движение неодушевленных объектов – это говорит о том, что этой личности характерны внутренние страхи, происходит внутренний конфликт, а во многих ситуациях он чувствует себя беспощадным. Исходя их этого при проблеме люди видящие движения пытаются побороть проблему благодаря своим внутренним ресурсам, а те кто не описывают движение при решении проблем стараются привлечь как можно больше внешних ресурсов.

6) Прозрачность объектов. Если в ответе человек видит прозрачное платье или внутреннее содержание сквозь тонкую пелену, то такой человек страдает нарушением мышления.

Данный тест позволяет комплексно оценить личность, но самое главное, что есть возможность получить такие данный:

Степени реалистичности восприятия действительности (использовании в ответах существующих форм объектов);

Эмоциональном отношении к окружающему испытуемого мира;

Эгоцентризм личности (обратить внимание на то, как испытуемый использует симметрию – для получения целого образа или использования в паре);

Степень активности или пассивности при общении с окружающим миром.

Далее я приведу пример этих знаменитых пятен Роршаха, а также укажу, какие наиболее частые ответы используются для описания, чтобы вы имели возможность оценивать стандартность ответов.

Пятно №10 (Гусеницы, черви, краб, омар, паук, голова кролика)

Когда получены ответы на все картинки, то можно приступать к анализу этих ответов. Многие психологи и психиатры считают тест Роршаха валидным, т.е. таким, который можно применять и он достаточно точно дает ответы на все возникающие вопросы о личности. На этом будем заканчивать, а вы можете продолжать анализировать себя и окружающих. Кстати вот тут описаны другие популярные тесты.

Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении

А) Простая шизофрения — н изкий F+%, уменьшение числа как кинестетических (М), так и цветовых ответов, высокий А%, обедненный тип восприятия D-Dd, преобладание частей человеческих фигур над целыми образами, анатомические ответы, неопределенные ответы, персеверации при малом общем количестве ответов и наличии одной или двух патологических вербализаций.

Б) Гебефреническая шизофрения — б ольшое количество цветовых ответов и экстратенсивный тип переживания.

В) Параноидная шизофрениябольшое количество целостных ответов с плохой формой (F-%), конфабуляторные интерпретации, снижение количества популярных ответов, отсутствие кинестетических интерпретаций, склонность к персеверациям и случайным ассоциациям, отсутствие цветовых ответов, бедность содержания и отсутствие указаний на человеческие образы. Кинестетические ответы (М), ответы Dd и указания на фрагменты белого фона свидетельствуют об идеаторной активности больных шизофренией. У больных с бредовыми формами шизофрении при интерпретации пятен Роршаха отражаются клинические особенности заболевания. При аффективно-бредовых приступах выявляются нарушения зрительной перцепции, мышления, аффективные расстройства, при парафренных синдромах выявляется органическая недостаточность, при систематизированном интерпретативном бреде выявляются склонность к детализации и выраженная тенденция к стереотипиям.

Г) Шизофренический дефект — уменьшение общего количества ответов, высокий удельный вес целостных ответов с плохой формой, отсутствие кинестетических ответов, нарастание персевераций и других признаков стереотипии.

Д) Острые (аффективно-бредовые) шизоаффективные расстройства — расширенный тип переживаний, сексуальные интерпретации, большое количество патологических вербализаций, указания на глаза, анатомию человека, кровь.

Е) Шизотипические расстройство:

1. При изменениях личности по типу «фершробен» — большое количество ответов, высокий удельный вес целостных ответов, много указаний на движение, цвет и цветотень.

2. При апато-абулическом дефекте — малое количество ответов и отсутствие интереса к исследованию, увеличение среднего времени, преобладание целостных ответов с плохой формой и популярных ответов, скудость содержания ответов.

3. При «психопатоподобной» шизофрении — редко выделяют наиболее вероятные обычные детали D, но чаще здоровых лиц указывают на необычные детали Dd (актуализация латентных признаков).

Патологические феномены у больных шизофренией при интерпретации пятен Роршаха: фабулизация, конфабуляторные ответы, невозможные и маловероятные комбинации, неадекватная активность, фабулизированные комбинации, контаминации, текучесть перцепции, феномен «принудительного цвета», феномен «прозрачности», фабулизация, диссоциация симметрии, символика, абстракции, абсурдные ответы, неопределенные ответы, аутистическая логика, ссылки на предшествующий ответ, ссылки на себя, амбитендентность, деструктивные интерпретации, переживание тревоги, внешней угрозы, агрессии, необычно выделенные части тела животных и человека, фабулизированные сексуальные ответы

Как это работает

Помнишь, в школе на уроках литературы учителя требовали писать сочинения о том, что имел в виду автор произведения? Так вот, вся прелесть пятен Роршаха в том, что автор вообще ничего не имел в виду, создавая эти кляксы. В них нет заложенного подтекста и намёков. Это просто кляксы.

Рассказывая, что ты видишь в них и на что они похожи, ты задействуешь исключительно свои собственные фантазию, воображение и бессознательное. То есть ты проецируешь на неопределённые изображения свои собственные мысли и чувства. Именно так и работают все методы психологической диагностики, которые, так или иначе, включают в себя работу с изображениями.

Считается, что основы наших проблем залегают в бессознательной части нашей личности, которая вырывается в сознание в виде метафор и необъяснимых эмоций и поведения причин которого не получается понять.

Специалисты, использующие в своей работе фотографии, метафорические карты, рисуночные тесты, в исследовании человеческого бессознательного опираются как раз на метафоры и ассоциации, которые приходят клиенту. При правильном понимании метафор психолог может интерпретировать рисунки клиента, его сны и те ассоциации, которые возникают при взгляде на пятна Роршаха.

Чем-то тест Роршаха напоминает детскую игру, когда надо говорить, на что похожи облака. Только играя в эту игру со специалистом, ты сможешь узнать чуть больше о себе самой.

Об авторе теста Роршаха

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Эффективность и уникальность теста

Нельзя не отметить уникальность данного тестирования, которое действительно предоставило новые возможности для исследования особенностей человеческой личности. Предоставление столь широкого поля для воображения, для поиска образов и ассоциаций, выводит испытуемого на изучение своего собственного разума и восприятия всего, что его окружает. Также следует отметить тот факт, что бесформенные симметричные пятна невольно создают в подсознание индивида определённые образы, которые формируются сразу же, незамедлительно, с учётом особенностей личности испытуемого.

Эффективность теста Роршаха является предметом обсуждения многих специалистов в области психологии и психиатрии. Как уже было указано выше, существуют скептики, считающие, что тест не может называться эффективным из-за слишком пространных методов изучения. Кляксы предполагают слишком большой спектр ответов испытуемых, что потом довольно трудно сгенерировать в один общий результат.

В то же время тест Роршаха является весьма популярным у криминалистов. Особенности личности преступников часто проверяют именно таким методом. Также стоит отметить, что довольно много психологов и психиатров свидетельствуют в пользу эффективности данного метода тестирования. Психодиагностический тест пятна Роршаха является довольно эффективным, что показывает долгая практика его использования. После создания его в 1921 году, он существует и по сей день, являясь весьма популярным тестированием человеческой психики.

Общие принципы тестирования

Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.

Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.

Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.

Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:

  1. Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
  2. Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
  3. Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
  4. Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
  5. Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.

Все ответы обозначаются следующими символами:

  • H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
  • (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
  • (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
  • A — фигура животного — почти целая или целая;
  • (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
  • Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
  • At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
  • Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
  • Obj — предметы, сделанные руками человека;
  • Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
  • Aat — внутренние органы животных;
  • Food — обозначение продуктов питания;
  • N — различные природные пейзажи;
  • Geo — реки, заливы, острова и карты;
  • Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
  • Arch — обозначение архитектурных сооружений;
  • Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
  • Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
  • Bl — обозначение крови;
  • Fi — огонь.

Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.

Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).

карточка 1. «летучая мышь, бабочка, моль»

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

карточка 2. «два человека»

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear
    — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Проведение эксперимента

Состоит из четырех этапов: 1) выполнения задания; 2) опроса; 3) использование аналогий; 4) определения пределов чувствительности.

1 этап. Таблицы даются в руки испытуемому в основном положении (^). Избегаются всяческие подсказки в толковании пятен. Напоминается, что на таблицу можно дать несколько ответов. Время не ограничивается. Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицание, мимика, поведение испытуемого. Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме. Положение таблицы отмечается стрелками: (<)
— верхний край таблицы слева; (>) — верхний край таблицы справа; (v) — таблица перевернута. Время фиксируется при помощи часов.

2 этап. Опрос необходим для уточнения ответов.

3 этап. Уточнение ответов. Определяются детерминанты ответов. Полученные результаты относятся к дополнительным оценкам.

4 этап . Определение пределов чувствительности. Определяют следующее: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое; 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение; 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы. Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. Отсутствие выбора цветных таблиц с 3-х попыток свидетельствует об отсутствии реакции испытуемого на цветовой стимул.

Список обозначений и сокращений

Как был создан тест

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik».

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Тесты, которые используются в мировой практике, с детальной интерпретацией их результатов для нужд саморазвития собраны в курсе «Самопознание». Пройдите курс, чтобы понять себя и свои истинные мотивы.

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Интерпретация результатов по карточкам

Карточка 1

На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль.  Карточка помогает определить тип личности.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Ощущение Расшифровка
1 Летучая мышь Неприятность Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы
2 Бабочка Позитив Способность расти, меняться и преодолевать трудности
3 Моль Опустошенность Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами
4 Мотылек Нет Одиночество и ощущение заброшенности
5 Голова кошки Неопределенность Боязнь внешнего мира

Карточка 2

Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Люди в движении Наличие тесных взаимоотношений с окружающими
2 Отображение человека в зеркале Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику
3 Собака Человек верный друг
4 Слон Раздумья
5 Медведи Скрытая агрессия и неповиновение

Карточка 3

Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Два обедающих человека В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться
2 Образ двух кукол Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты
3 Два человека, моющие руки Параноидальный страх и навязчивые фобии
4 Человек, смотрящий в зеркало Эгоцентризм и невнимательность к окружающим
5 Играющие между собой люди Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи

Карточка 4

Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя.  Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Большой монстр Неполноценность и преклонение перед авторитетом
2 Шкура животного Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты
3 Мех или ковер из шкуры Страх перед авторитетами

Карточка 5

На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри
2 Такие же ассоциации,  как с 1 картинкой Глубокие и личные проблемы

Карточка 6

На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Шкура животного Не желание взаимодействовать с другими
2 Нора Душевная пустота и изолированность от социума
3 Страхи и ответы сексуального характера Скрытая депрессия
4 Половой акт Страхи сексуального характера

Карточка 7

Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом.  Карточка помогает определить отношение с женским полом.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой
2 Голова женщины или дети Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе
3 Головы, которые хотят поцеловаться Желание стать любимым и завести отношения
4 Женские половые органы Сложности в половой жизни

Карточка 8

Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать У пациента сложная жизненная ситуация
2 Четвероногое животное Расслабленность, эмоциональное спокойствие
3 Несколько образов Мелочность

Карточка 9

Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенная форма зла Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя
2 Человек Организованность и хорошее планирование времени

Карточка 10

В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенные или негативные ощущения 9 карточка вызвала большие трудности у человека
2 Несколько образов Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры
3 Крабы и лобстеры Склонность к привязанности к вещам, терпеливость
4 Пауки Вовлеченность в сложную ситуацию
5 Гусеница Рост и развитие человека

Можно ли пройти тест Роршаха самому?

В том случае, если нет желания идти к специалисту и обращаться к нему для прохождения теста, можно просто пройти его в интернете. Некоторые онлайн-опросники предоставляют такую возможность. Пользователю показывают картинки, под которыми ему просто требуется выбрать вариант ответа, который он посчитает правильным. Таким образом, пользователь просматривает все десять табличек и после всех картинок система просто суммирует результаты, оценивает соотношение всех указанных пользователем вариантов ответа, и на основании этих данных предоставляет конечный результат.

Да, это действительно можно сделать в интернете, в режиме онлайн. Но тут появляется другой вопрос — будет ли результат такого теста достоверным? Тут ответ является весьма очевидным — достоверность прохождения теста Роршаха онлайн будет довольно сомнительной.

Пользователь не должен забывать, что при прохождении такого теста, сидя за компьютером, он сидит напротив машины. Компьютер просто не может заменить квалифицированного специалиста, способного спокойно выслушать, а затем вывести результат, основываясь на чётких ответах испытуемого.

Также стоит учесть, что человек может предоставить в качестве ответа практически любой образ, даже самый неожиданный. А тесты, предоставленные онлайн-сервисами, предлагают только определённые варианты для ответа, что указывает на ограниченную эффективность такого тестирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector