Дисграфия: симптомы и лечение

Причины нарушения письма и речевого воспроизведения информации

Почему ребенок плохо пишет или почему ребенок плохо читает ? Не удивительно, но причины дисграфии схожи с причинами дислексии.

  • Наследственная предрасположенность
  • Заболевания, перенесенные в перинатальный период развития, а также различные осложняющие факторы (вредные привычки матери, осложненный токсикоз, асфиксия, короткий промежуток между беременностями матери и так далее)
  • Внутренние функциональные причины (длительные соматические заболевания и прочее)
  • Внешние функциональные причины (неправильное речевое воспитание)
  • Отсутствие школьной готовности письма
  • Минимальная мозговая дисфункция
  • Задержка психического развития
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Общая недоразвитость речи
  • Нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • Инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургическое вмешательство и опухоли головного мозга (возможно и во взрослом возрасте)

Дисграфия, наравне с дислексией, может привести ко многим проблемам. Среди них — падение учебной мотивации, недоразвитие речи,школьная неуспеваемость,незаслуженно плохая характеристика и так далее

Поэтому очень важно осознать, что ребенок не виноват в том, что неправильно пишет, и эта проблема не связана с его школьным обучением

Как и за процессом развитие их питомца в целом. Все, что требуется от педагогов, — это помочь вовремя распознать нарушение и обеспечить на уроках условия, способствующие гармоничному развитию детей, в том числе, коррекции дисграфии.

Как этого не сделать?

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • пониженной работоспособностью;
  • гиперактивностью;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Лучшие врачи по лечению дисграфии

8.9

Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории

Мякинина Анна Эдуардовна

Стаж 17
лет

Клиника здорового позвоночника Здравствуй!

г. Москва, Хорошевское ш., д. 12, корп. 1

Беговая
60 м

8 (499) 519-34-63

10

Кардиолог
Невролог
Пульмонолог
Ревматолог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории

Сафиуллина Аделия Юрьевна

Стаж 31
год

Кандидат медицинских наук

Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной

г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3

Бауманская
1.2 км

8 (499) 519-39-95

9.6

Невролог

Гадаборшева Тамара Магомедовна

Стаж 43
года

Медцентр Медквадрат на Каширском ш.

г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1

Каширская
2.8 км

Каширская
3 км

8 (499) 519-35-25

10

Мануальный терапевт
Невролог
Рефлексотерапевт
Врач высшей категории

Шнигирист Александр Ильич

Стаж 29
лет

Кандидат медицинских наук

Евромедклиник

г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 32а

Щелковская
900 м

Первомайская
980 м

8 (495) 185-01-01

9.7

Невролог
Сомнолог
Врач высшей категории

Бегашева Ольга Ивановна

Стаж 27
лет

Кандидат медицинских наук

Остеополиклиника на Татарской

г. Москва, ул. Большая Татарская, д. 7, корп. 4

Новокузнецкая
580 м

Третьяковская
780 м

Третьяковская
820 м

8 (495) 185-01-01

10

Невролог
Вертебролог
Врач высшей категории
Профессор

Полевая Елена Валерьевна

Стаж 26
лет

Кандидат медицинских наук

HBP clinic

г. Москва, ул. Зоологическая, д. 12, корп. 2

Баррикадная
890 м

Краснопресненская
970 м

Маяковская
1.3 км

8 (495) 185-01-01

10

Невролог
Психотерапевт

Семёнова Юлия Викторовна

Стаж 27
лет

Клиника Московский доктор

г. Москва, Балаклавский пр-т, д. 5

Чертановская
150 м

Клиника Московский доктор

г. Москва, ул. Коктебельская, д. 2, корп. 1

Бульвар Дмитрия Донского
500 м

Улица Старокачаловская
800 м

8 (499) 969-26-27

8 (499) 969-29-32

9.1

Невролог
Рефлексотерапевт
Вертебролог
Реабилитолог
Вегетолог
Врач первой категории

Кубышта Светлана Михайловна

Стаж 17
лет

Ист клиник в Беляево

г. Москва, Профсоюзная, д. 104

Беляево
110 м

Коньково
890 м

Калужская
1.8 км

8 (499) 969-29-33

8.5

Невролог
Рефлексотерапевт
Врач первой категории

Носова Марина Юрьевна

Стаж 16
лет

Евромедклиник 24 Жулебино

г. Москва, Люберцы, м-н Городок Б, ул. 3-е Почтовое Отделение, д. 102

Жулебино
830 м

Котельники
950 м

8 (499) 969-25-84

8.1

Невролог
Рефлексотерапевт
Гирудотерапевт
Врач высшей категории

Былина Елена Федоровна

Стаж 11
лет

Медицинский центр Первый Доктор на Киевской

г. Москва, ул. Киевская, д. 22

Студенческая
290 м

Кутузовская
940 м

Кутузовская
910 м

8 (499) 116-76-81

Симптомы дисграфии у ребенка

Акустические проблемы при восприятии звуков

Эта форма нарушения письменной речи подразумевает наличие плохого  фонемного восприятие. Занимающийся при письме, заменяет друг другом буквы, обозначающие похожие звуки. Например замены парных согласных  «б»/ «п», «д»/ «т», «г»/ «к», созвучные гласные «о»/ «у», «ё»/ «ю» или сложные звуки и их составляющие «а»/ «я», «ц»/ «с», «ц»/ «т», «ч»/ «щ» и так далее.

Артикуляторно-акустические ошибки произношения звуков

В данном случае сохраняются симптомы, описанные выше, только к акустической дисграфии добавляются ошибки в произношении звуков. Фактически это сочетание акустической с фонематической дислексией. Ребенок и читает, и записывает слова неправильно, путает похожие звуки.

Артикуляторно-акустические и артикуляционные нарушения встречается у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Аграмматическое нарушение и недоразвитие речи

Это нарушение связано с лексико-грамматическим недоразвитием и несформированности речи. Малыш пишет и говорит, не до конца осознавая слоговое восприятие и значение сформированности слов. Ему трудно подобрать синонимы или антонимы, описать что-либо или образовать нужную форму слова (например, уменьшительно-ласкательную или множественное число). Возможны также сложности в построении сложных предложений (например, он пропускает тот или иной член предложения или нарушает их последовательность). Аграмматическая дисграфия нередко встречается в билингвальных семьях.

Оптическая дисграфия письма

В данном случае малыш путает визуально похожие символы. Он может добавлять или убирать элементы букв, в результате формирования слова получаются как существующие, как и не существующие знаки. Например, можно перепутать «Х» и «Ж», «А» и «Л», а из буквы «Э» можно сделать «С» наоборот. Также иногда при оптической дисграфии происходит отзеркаливание букв.

Недоразвитие языкового анализа и синтеза

Несмотря на сложное название, этот вид дисграфии определить довольно просто. Ученик, страдающий им, в процессе письма пропускает буквы или слоги, меняет их местами, дублирует или вовсе добавляет то, чего нет. Также школьник может путать в письменной работе, где нужен пробел, а где нет, или не дописывать слова. Существуют также сложности в определении границ предложения.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь — это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Как выявить дисграфию на ранней стадии

При подозрениях на дисграфию разбираться надо, начиная с определения её разновидности. Чтобы понять, как помочь вашему ребёнку, нужно понять проблему.

Чтобы диагностировать предрасположенность к дисграфии на ранней стадии, следует обращать внимание на потенциальные симптомы ещё в дошкольном возрасте, а в случае подозрительных признаков проводить тесты. Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться

Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию. Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой. Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда

Иногда можно предупредить опасность, когда ребёнок не только писать, но и читать ещё не начал учиться. Одним из возможных сигналов является нелюбовь к рисованию

Обратите внимание на то, как часто ребёнок рисует, и делает ли он это с удовольствием. Если малыша в возрасте до 3-5 лет не тянет поводить кисточкой или карандашом по бумаге, а когда вы садитесь позаниматься этим вместе, он пытается избежать этого всеми силами, это может говорить о проблемах с моторикой

Возможно, ему сложно делать комплексные согласованные движения пальцами, тогда это потенциальная моторная дисграфия, и стоит обследоваться у логопеда.

Конечно, ситуации бывают разные, не все дети умеют и любят рисовать, и это совершенно не обязательно должно приводить к патологиям на письме. Например, один из победителей «Тотального диктанта» вспоминал, что с детства его ужасала любая необходимость изобразить на бумаге какой бы то ни было предмет похожим на его реальный прототип, а уроки рисования он ненавидел. На письме такая нелюбовь к изобразительному искусству аукнулась для него плохим почерком, но никак не помешала иметь «пятёрку» по русскому языку. Так что ситуации индивидуальны. В целом потребность рисовать — это нормально для растущего организма, и такие отклонения могут стать первым звоночком.

Что касается акустической дисграфии, здесь нужно понять, нет ли у ребёнка слуховых аномалий, насколько у него развита способность к фонематическому анализу разговорной речи, умение делить речь на отдельные составляющие, формировать из частей целое. Существуют комплексы тестов и заданий, помогающих проверять различные умения, например:

умение разделять предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы;
умение различать в слове отдельные звуки;
работу связи между зрительными образами и словами: ребёнку дают картинки с простыми изображениями, а он выбирает те из них, где изображены предметы, начинающиеся на заданную букву (если есть путаница с конкретными звуками, важно уделить отдельное внимание именно им).

Но не забываем про возрастные особенности и общую динамику развития ребенка. Например, при изучении алфавита многие дети поначалу путают написание и порядок букв. Незачем бить тревогу и бежать к врачам, как только вы увидели зеркально «я» или «р». А вот если спустя длительное время ваш ребёнок продолжает писать своё имя как «ТАНR» — это уже повод задуматься, особенно при наличии других симптомов.

Для полноценной коррекции дисграфии нужны профессиональные навыки и глубокие знания логопедии. Специалисты центра «Эмбер» обладают большим и успешным опытом работы в данной сфере. Перед началом занятий с логопедом мы рекомендуем пройти консилиум специалистов, так как дисграфия с большой долей вероятности может сопровождаться другими отклонениями. В таких случаях комплексная диагностика поможет направить вектор коррекции в нужную сторону.

Причины дисграфии

Дети при данном нарушении не пишут заглавные буквы, в диктантах они допускают большое количество ошибок. Так как их часто ругают за это, дети нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в себе.

Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают из-за незнания грамматики, не являются дисграфией.

Для того чтобы ребенок научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать устную речь и запомнить написание букв. При неодинаковом формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия. Также это нарушение может быть обусловлено генетически.

Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях.

Проблемы с установлением последовательности. При этом ребенку сложно разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.

Слабая обработка зрительной информации. Некоторые дети страдают дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке информации, которую они записывают на страницу.

На что следует обратить внимание?

Ребенок-левша;
Раньше был левшой, но переучили и теперь он пишет правой;
Двуязычная семья;
Ребенок раньше занимался с логопедом;
У ребенка имеются проблемы с памятью и вниманием;
Ребенок рано пошел в школу;
При письме ребенок пропускает буквы, слоги, не дописывает слова;
У ребенка имеются нарушения фонетического восприятия (пишет «тыня» вместо «дыня»);
Ребенок пишет то, что говорит (при нарушении произношения). Например, «лыба» вместо «рыба».

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. 

Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Лечение дисграфии

Нет лекарственных средств против дисграфии, но люди могут научиться управлять своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложными.

Методы лечения могут включать в себя:

Лекарственные средства против сопутствующих состояний

Люди, у кого есть как дисграфия, так и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), могут заметить улучшения обоих состояний, когда принимают лекарственные средства против СДВГ.

Трудотерапия

С помощью трудотерапии можно научиться определенным навыкам и техникам, облегчающим написание текстов. Человек может совершенствовать свою мелкую моторику и заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы улучшить письмо.

Почему так важен диагноз?

Диагностика дисграфии и других нарушений обучения позволяет человеку получить доступ к лечению и поддержке. Поддержка близких и учителей могут существенно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией. Чем раньше человеку ставят диагноз, тем раньше он может получить лечение и реализовать стратегии, направленные на его обучение и повседневную жизнь. Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы человека, его самооценку и психическое здоровье.

Профилактика дисграфии у ребенка

Своевременное развитие зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики служит профилактикой расстройства «дислексия»

Родителям не нужно торопить ребенка считать и писать, нужно с осторожностью относиться раннему обучению, все нагрузки нужно давать дозированно и в виде игр. Подойдут такие игры как «Угадай, что за предмет» — ребенку показывают только границы изображений, по которым он должен определить предмет; «Поиск лишнего» — ребенку нужно определить ненужный объект

Для взрослых профилактикой будет служить корректировка почерка, чтение художественной литератур, развитие визуальных образов.

Если диагностирована дислексия и дисграфия у взрослого или ребенка, лечение просто необходимо. Для преодоления трудностей, которые несет в себе эти нарушения, лечение должно проводиться только опытным специалистом.

В Центре педагогической диагностики и коррекции дисграфии «Итэль» вашей проблемой займутся профессиональные врачи и логопеды. Для устранения проблем применяются передовые методики и развивающие программы. Индивидуальные, целенаправленные и методически грамотно выстроенные занятия по коррекции в Центре «Итэль» способствуют постепенному и уверенному редуцированию дисграфии у детей.

Часто у детей встречаются одновременно и дисграфия, и дислексия, лечение которых взаимосвязано, причина этих проблем обычно одна и та же. В Центре «Итэль» Вам и Вашему ребенку на помощь придут опытные и квалифицированные логопеды. Дисграфия, пусть и не очень быстро, но излечима, а своевременно принятые меры по коррекции отклонения позволят чаду легко нагнать сверстников.

Цены на лечение дисграфии у детей и взрослых – уточняйте по телефонам в Москве 8 (985) 688-70-85, 688-70-86.

Заболевания на «Д»:

  • Деменция
  • Двурогая матка
  • Дисплазия тазобедренных суставов
  • Дисграфия
  • Дисплазия суставов
  • Дорзалгия
  • Диабетическая стопа
  • Диатез
  • Дуоденит
  • Дакриоцистит
  • Диабетическая ретинопатия
  • Дизентерия
  • Дисциркуляторная энцефалопатия
  • Дерматофития
  • Дисфункция яичников
  • Диссоциативное расстройство личности
  • Дерматит пеленочный
  • Дерматит атопический
  • Дисбактериоз кишечника у детей
  • Дальтонизм
  • Дисбактериоз кишечника у взрослых
  • Долихосигма
  • ДВС-синдром
  • Депрессия
  • Дерматит периоральный
  • Дивертикулез толстой кишки
  • Дизартрия
  • Дифтерия
  • Дальнозоркость
  • Дерматит аллергический
  • Дерматит контактный
  • Дисплазия шейки матки
  • Дистрофия сетчатки
  • Диарея
  • Дислексия
  • ДЦП (детский церебральный паралич)
  • Дисфункциональное маточное кровотечение
  • Дыхательная недостаточность
  • Диабетическая нейропатия
  • Дерматит
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector