Моторная алалия у детей признаки и лечение

Коррекция алалии

Дети с алалией нуждаются в обязательной консультации детского невролога, логопеда, обследовании детского нейропсихолога.

Нейропсихологическое обследование –  детей с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти и начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т

д.).

Коррекция алалии, при любых ее формах, должна носить комплексный психолого-медико-логопедический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии,  обязательной нейропсихологической коррекции, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур, нейроакустической стимуляции –  (Метод Томатис).

При алалии важно работать над развитием общей и мелкой моторики, высших психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж

Учитывая системный характер нарушения, нейрологопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика, нейроакустическая коррекция и логопедический массаж.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 2.5-3 года) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия). Поэтому нужно обязательно помнить, что

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Диагностика и лечение

К врачу следует обращаться, если по достижении ребенком 3 лет вы замечаете, что его речь развита недостаточно. Даже активное лечение, но в более позднем возрасте, может не дать ожидаемых результатов.

Алалия — опасное заболевание, оно может привести к умственной отсталости. В ряде случаев могут развиваться патологические качества личности и формирование характера по невротическому типу. У детей с моторной алалией отмечается замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость и склонность к слезам.

Чтобы побороть болезнь как можно быстрее, стоит прислушаться к рекомендациям специалистов: все, что назначил врач, необходимо делать в полном объеме и в срок.

Диагностика заболевания должна проводится специалистами. Она включает в себя электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию, рентгенографию черепа, МРТ.

Для определения формы заболевания также проводят отоскопию и аудиометрию.

Логопед оценивает слухоречевую память и речь. Также к работе подключаются невролог, отоларинголог и психолог.

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Симптомы моторной алалии

Как же узнать, есть у малыша моторная алалия или нет в самом раннем периоде его развития? Помимо отсутствия речи есть ряд неречевых признаков, которые могут стать поводом для беспокойства родителей.

  • Неврологическая симптоматика.

    Быстрая утомляемость ребенка при перегрузках, нарушение тонуса некоторых групп мышц, паретичность или спастичность. Односторонний птоз – висит одно веко. Горизонтальный нистагм – бегающие зрачки. Расстройство произвольных движений пальцевой и артикуляторной моторики. Расстройство узнавания, чаще зрительного, не может выделить части, цифры, лево, право. В ряде случаев астереогноз – не может узнать предмет на ощупь.

  • Психопатологическая симптоматика.

    Отклонения в формировании мыслительных процессов, слухоречевой памяти, слухового внимания, примитивизм, конкретность мышления, трудности в овладении понятиями, пробелы в знаниях, слабость произвольного внимания, снижение работоспособности. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется в инфантилизме, лабильности настроения, в излишней доверчивости или, наоборот, в немотивированной агрессии, раздражительности, избирательности отношений. При затруднениях ребенок отказывается от деятельности, при позитиве – доводит дело до конца.

  • Моторная сфера может отмечаться нарушением осанки, часто дети астеничны.

    У некоторых детей наблюдаются нарушение координации движений, переключаемости с одного действия на другое. По состоянию моторики дети делятся на два типа: расторможенные (гиперактивные) и расторможенные (малоподвижные). Часто встречается леворукость вынужденного характера.

Кроме этого существуют и речевые признаки, проявляющиеся в нарушениях произношения всех групп звуков, ритмической организации слов, высоты и силы голоса. Речь часто бухштабирована, то есть замедлена, произносят по слогам. Лексика обедненная, часто с пропусками окончаний, предлогов, приставок, перестановкой слогов. Одним и тем же словом дети называют два понятия («пи» — пить и вода). Грубо нарушена грамматика, особенно употребление глаголов, заменяют их во всех случаях инфинитивом, отсюда несформированность связной речи («грач лететь» вместо «грачи прилетели»).

Моторную алалию можно вылечить, для этого существует несколько методологических подходов логопедической работы, к которой нужно приступить даже при небольшой задержке речи уже в 2 года. Иначе последствия алалии будут отражаться на обучении школьника письму, чтению, на некоторых психических функциях. А также необходим медикаментозный подход в устранении данной алалии. Но об этом поговорим в следующем материале.

Юлия Савельева

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами

Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом

Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Как корректируется смешанная алалия у детей

Помните, что это нервно-психическое заболевание корректируется только в индивидуальном порядке. Процесс лечение охватывает сразу несколько направлений:

  1. Медикаментозная терапия. Как правило, предполагает прием различных нутрицевтиков (витаминов и микроэлементов), ряда ноотропных препаратов, которые помогают активизировать работу мозговых центров.
  2. Логопедические занятия. Главная задача в работе с логопедом — постоянно тренировать речь, поставить правильно звуки ребенку, расширять его словарный запас. Продолжать такие занятия родители могут дома. В этом помогут специальные карточки, постоянный контакт с ребенком, активная поддержка со стороны значимых взрослых.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Направлена на функциональное созревание центральной нервной системы.
  4. Физиотерапевтические процедуры. транскраниальная магнитная стимуляция, рефлексотерапия, массаж, остеопатия и пр. Процедуры можно проходить в центре реабилитации или в поликлинике по месту жительства.
  5. Работа с психологом.

Специалисты отмечают, что успех в лечении во многом обеспечивает создание для ребенка максимально комфортной принимающей домашней атмосферы и регулярное выполнение упражнений (не только в специализированных центрах, но и дома с родителями).

При тяжелой форме алалии возможно оформление инвалидности. В этом случае потребуется получение заключений от невролога и психиатра для прохождения комиссии.

Профилактикой сенсомоторной алалии являются:

  • своевременная постановка на учет в женскую консультацию по факту беременности;
  • ведение будущей мамой здорового образа жизни;
  • проведение необходимых анализов, которые помогут исключить наличие инфекций.

Речевая алалия у детей

В прошлый раз я рассказала о самом частом вопросе ко мне, перед или во время консультаций. Следующий вопрос по, скажем так, рейтингу, это «А у нас точно аутизм, как вы думаете? Знакомая с мед. образованием, говорит что это алалия» или «Нет, нет, у нас алалия с аутичными чертами», или «Если у нас не алалия, а аутизм, значит у него умственная отсталость в итоге будет?» Список можно продолжать, давайте тогда подробнее разберем что такое алалия, какая она бывает, и чем отличается от аутизма, и главное, что нам это дает?

Что такое «алалия?»

Алалия у детей — в строгом смысле слова означает полное отсутствие или выраженный дефицит речи, который проявляется при слухе, в соответствии с нормой, и первичный неповрежденный интеллект, который позволяет детям успешно познавать мир и учиться.  Частыми причинами этого заболевания являются повреждения во время родов областей левого полушария головного мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания головного мозга или травмы, перенесенные ребенком в младенчестве, другими словами, в довербальном периоде. Это же обуславливает разделение алалии на различные формы. Алалия характеризуется прежде всего поздним появлением речевых реакций, аграмматизма, словарной бедности, слоговых нарушений, фонематических процессов и дефектов в произношении звука.

Развитие патологии

Возникновение болезни у детей может происходить в различные возрастные периоды. В зависимости от этого, этиология, то есть причины расстройства речи различны. Если повреждение коры головного мозга происходит в процессе внутриутробного развития, то это может быть последствием воздействия на ЦНС следующих факторов:

TORCH-инфекции: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес-вирусы и ряд других возбудителей способны проникать через плаценту в организм плода, вызывая у него различные нарушения, в том числе связанные с неврологической и психической сферой:

  • длительная гипоксия плода;
  • токсикозы и эклампсия;
  • наличие у матери заболеваний внутренних органов, например, гипертонической болезни, сахарного диабета и др.

Повреждение нервной системы может быть связано с процессом родов. Подобный патогенез заболевания характерен для родовой травмы, асфиксии в процессе родоразрешения или его длительном течении.

В первые годы жизни малыша алалия может возникать в результате органических поражений: черепно-мозговая травма, нейроинфекция (менингиты и энцефалиты) и общая гипотрофия. Современные исследования показывают, что недоразвитие коры больших полушарий может быть связано с наследственной предрасположенностью и системным истощением на фоне гипотрофии. Помимо непосредственного действия указанных причин, важен фон здоровья, на котором они развиваются. Дети, часто страдающие ОРВИ, с рахитом, эндокринопатиями и другими патологиями внутренних органов, чаще страдают алалией. Кроме того, для развития головного мозга грудничка важен психологический климат в семье, в том числе активное общение с родителями, другими детьми и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector