Причины возникновения речевых нарушений

Виды дизартрии

Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:

  1. Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
  2. Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
  3. Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
  4. Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
  5. Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.

Дефектолог и логопед

Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование, профиль которого подразумевает работу с физическими и психическими отклонениями у детей. Дефектолог занимается с детьми, страдающими недугами центральной нервной системы или имеющими нарушения слуха. Специальное дефектологическое образование включает основы психологии, педагогики (сурдопедагогика и олигофренопедагогика), психиатрии, неврологии.

Логопед занимается с детьми, развитие которых протекает нормально без отклонений в умственном развитии и функционировании ЦНС. Программа работы и профиль логопеда нацелены на постановку правильного произношения звуков, слогов, слов.

Чем отличается логопед от дефектолога:

  • Логопед работает с малышами от трёх лет, дефектолог – в возрасте от одного года.
  • Логопед исправляет речь, дефектолог – корректирует отставание развития и помогает познавать окружающий мир.
  • Дефектолог имеет специальное дефектологическое образование и широкий профиль. Логопед имеет узкоспециализированный профиль.

Специальное дефектологическое образование можно получить, окончив Институт дефектологии и медицинской психологии в Москве. Институт также проводит курсы повышения квалификации.

Речевая культура в профессии дефектолога имеет немаловажное значение, так как разработанный курс обучения и коррекции детей должен быть высокоэффективным. Для этого нужно обратиться к разным понятиям: речевая культура, оптимизация взаимодействия, культура общения, культура поведения, культура взаимодействия

Налаживание контакта с малышами требует навыка хорошего слушателя и умения говорить. Профиль специалиста требует правильного, последовательного и логичного изложения мыслей, умения вызвать у ребёнка симпатию к себе, для того чтобы влиять на него.

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты, дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга. Иногда встречается дизартрия — нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия — общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Виды дефектов речи

По причине возникновения дефекты речи бывают:

  1. Возникшие из-за неправильного развития речи в детском возрасте.
  2. Возникшие вследствие физических или психологических травм, заболеваний, патологий.

Первое – это всегда детская проблема, которая может быть перенесена во взрослую жизнь, если вовремя не уделить ей внимание. Второе – изменение, имеющее внешнюю или постороннюю причину

Например, картавость чаще всего приходит из детства, а заикание может стать следствием сильного стресса или шока, перенесенного в любом возрасте.

Не поддаются исправлению дефекты, полученные вследствие механических повреждений, которые привели к необратимой деформации речевых органов. Черепные травмы, травмы горла, носа, дыхательных путей – самые распространенные причины дефектов, которые сохраняются всю жизнь. Остальные нарушения в большинстве своем поддаются коррекции.

В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.


С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) — это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности

Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет

Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней

В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия — нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью,

иннервации речевого аппарата.

Клинические

формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел

двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается

звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность

произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением

характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также

нарушаются.

В зависимости

от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная,

экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация

дизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарная

форма дизартрии

Обусловлена

поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов,

находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые

параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений —

произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить

очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия

тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам

произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых

звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные

призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность

речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов

в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения.

Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная

форма дизартрии

Возникает при

поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При

данной локализации очага поражения

характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными

движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом

уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном

отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется

повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка,

слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос

немодулированный.

Экстрапирамидная

дизартрия

Является

следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом

мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы.

Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез)

и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются

при усложнении движения и повышения

уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются

расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения

просодических компонентов речи.

Корковая

дизартрия

Следствие

очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие

нарушения как дезорганизация сложных

двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его

элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть

саливация.

Мозжечковая

дизартрия

Возникает при

поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная,

скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения

темпа и плавности речи.

Формы системного недоразвития речи

Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.

При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.

Тяжелая форма системного недоразвития речи.

Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.

Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.

Патология речи

Патология речи – явление далеко не редкое. Как правило, заболевания такого рода возникают у детей и часто переносятся во взрослую жизнь. У взрослых патологии речи часто возникают как следствие перенесенных заболеваний, особенно связанных с поражением нервной системы. Также патология речи может возникнуть вследствие перенесенного стресса (например, возникает заикание).

Различают два основных направления патологии речи. Это нарушения при внутреннем оформлении высказывания и нарушения при внешнем высказывании. К нарушениям при внутреннем оформлении высказывания относят такие заболевания как алалия, афазия, дислексия и пр.

Алалией называют заболевание, при котором речь недоразвита или полностью отсутствует вследствие того, что речевые зоны головного мозга имеют органические повреждения, возникшие во время внутриутробного развития либо уже после рождения в период доречевого развития. Эта патология является одной из сложнейших.

Нарушение речи при афазии сопровождается частичной или полной потерей способности к пользованию средствами языка. Возникновение этого заболевания обычно связано с перенесенными инфекционными заболеваниями нервной системы или же черепно-мозговыми травмами. Таким образом, заболевание может возникнуть и после того, как речь уже была сформированной.

Такое нарушение речи как дислексия возникает при поражении центральной нервной системы. Человек неправильно распознает буквы при чтении и в результате некорректно их воспроизводит. При этом смысл прочитанного больным искажается.

К нарушениям при внешнем высказывании относят такие заболевания как заикание, дислалия, брадилалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия. Заикание – заболевание довольно распространенное. При нем нарушается темп и ритм речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Обычно это заболевание возникает в критических моментах при развитии ребенка.

При дислалии нарушается звукопроизношение, но при этом слух и иннервация речевого аппарата находятся в норме. Заболевание выражается заменами, искажениями, смешениями звуков.

Брадилалия проявляется в патологическом замедлении речи при преобладании процесса торможения над возбуждением. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, если иннервация речевого аппарата недостаточна. Это заболевание является следствием поражения центральной нервной системы.

Тахилалией называют речевую патологию, при которой речь становится очень быстрой. Ринолалия проявляется в нарушении тембра голоса или произносительной части речи. Заболевание возникает из-за анатомо-физиологических поражений речевого аппарата.

При лечении патологий речи обычно применяют комплексные методы. Если это следствие заболевания, то начинать нужно с лечения его первопричины. Для полного или частичного восстановления речи обязательно занимаются с логопедом. Эффективно в лечении речевых патологий проявили себя краниосакральная терапия и методы ритмического массажа.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания. Наблюдается птиализм – повышенное слюнотечение. Страдает мимика из-за расстройства иннервации мимической мускулатуры. Невозможность пошевелить бровями, улыбнуться, надуть щеки, лицо приобретает вид маски.

Однако нельзя сказать, что у одного больного присутствуют все патологические характеристики. Заболевание проявляет себя в зависимости от степени развития расстройства.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Когда пора бить тревогу

К 1 году малыш должен уметь произносить от 5 до 10 слов. Если он говорит меньше или не говорит вообще, это тревожный сигнал.

В 2 года дети уже общаются простейшими фразами, употребляют глаголы, а словарный запас составляет около 200-300 слов.

В 3 года ребенок активно использует распространенные фразы — например: «У Маши (есть) кукла Даша».

В 4 года дети хорошо выговаривают звуки З и С. Они уже умеют рассказывать о произошедших событиях, задавать вопросы и излагать свои мысли вслух. Также ребята используют в речи слова, обозначающие временные и пространственные понятия (близко, далеко, скоро и т.д.)

Пятилетние дети умеют произносить шипящие Ш, Ж, Щ. Они используют все части речи в предложениях и употребляют обобщающие слова (машина, самолет — это транспорт и т.д.). Ребята способны произносить слова без пропусков и замен слогов и звуков.

В 6 лет ребенок должен научиться произносить букву Р и говорить достаточно длинные фразы без ошибок. Дети 6-7 лет могут верно употребять поговорки, устойчивые выражения, а также объяснять значения слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector