Сколько учеников в классе и другие любопытные факты о том, как учатся в других странах
Содержание:
- Основные проблемы российского общего образования
- Как подавать заявление
- Прогнозы
- О хлебе насущном
- Источники
- Отменят ли летние каникулы для школьников?
- Какое бывает образование
- Что делать, если учитель «не нравится»
- Начальная школа
- Третий уровень образования – старшая школа (10 – 11 классы)
- Куда можно поступить после 11-го класса
- Какие уровни образования существуют в России
- Школьная форма: за и против
- Как узнать «свою» школу
- История
- Выводы
Основные проблемы российского общего образования
Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но, как показывает, практика оно скорее «условно бесплатное» с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям. Наиболее типичный пример — услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.
Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.
Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:
-
средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;
-
учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.
Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.
На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.
Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.
Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.
Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.
На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.
Как подавать заявление
В приказе Минпросвещения прописаны несколько вариантов подачи заявления:
— лично в школу,
— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,
— в электронной форме через электронную почту школы или ее сайт,
— с использованием функционала региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Большая часть заявлений в нашем регионе подается через Портал образовательных услуг Алтайского края. Для того чтобы воспользоваться им,нужно иметь учетную запись на портале «Госуслуги».
Есть еще одно новшество в приказе,которое сделает подачу заявлений о приеме ребенка в первый класс удобнее, — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков.
Раньше школа могла выбирать,размещать ли бланк на сайте или на информационном стенде у себя в стенах. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта,спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ.
Школьная линейка. Учитель. 1 сентября.
СС0
Прогнозы
В декабре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что в России учителей не хватает, особенно в сельских школах в глубинке.
Немногим раньше Общероссийский народный фронт сообщал:
- 39% учителей говорят о нехватке в их школах учителей иностранных языков;
- 30% – преподавателей русского языка и литературы;
- 26% – педагогов начальных классов.
«Российская школа непрерывно занимается латанием кадровых дыр. В результате получается, что учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов – математику в средней школе» (Л. Духанина, депутат Госдумы, член центрального штаба ОНФ).
Для привлечения молодых учителей в школы, где нехватка педагогических кадров ощущается особенно остро, используются подъемные выплаты. Возрастная планка установлена в 35 лет.
Размер выплат может составлять от одного оклада, до весьма солидных сумм. Особенно велики подъемные в сельской местности. Начинающие педагоги при устройстве в государственные средние школы вправе рассчитывать на получение от 20 до 100 тыс. руб. подъемных. Но это еще не все. Начинающие педагоги и учителя, работающие в российских школах и детских садах, вправе ожидать денег или специального сертификата для решения жилищного вопроса и др.
Видеосюжет о лучших учителях России:
О хлебе насущном
Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других – завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.
Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты… Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой – сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.
Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.
Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:
- Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
- За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
- Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
- За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
- Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
- 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
- У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.
Источники
- Raafat N., Loganathan S., Mukaka M., Blacksell SD., Maude RJ. Diagnostic accuracy of the WHO clinical definitions for dengue and implications for surveillance: A systematic review and meta-analysis. // PLoS Negl Trop Dis — 2021 — Vol15 — N4 — p.e0009359; PMID:33901191
- Fram NR. A cataract, ‘a million cut’ radial keratotomy, and Marfan syndrome February consultation #1. // J Cataract Refract Surg — 2021 — Vol47 — N2 — p.273; PMID:33901139
- Schwenk-Nebbe LJ., Victoria M., Andresen GB. Dataset: A proxy for historical CO2 emissions related to centralised electricity generation in Europe. // Data Brief — 2021 — Vol36 — NNULL — p.107016; PMID:33898673
- Sharma K., Banstola A., Parajuli RR. Assessment of COVID-19 Pandemic in Nepal: A Lockdown Scenario Analysis. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.599280; PMID:33898371
- Jo SB., Kang J., Cho JH. Recent Advances on Multivalued Logic Gates: A Materials Perspective. // Adv Sci (Weinh) — 2021 — Vol8 — N8 — p.2004216; PMID:33898193
- Lyubchenko OV., Velihoria IE., Polyakova SV., Ivanov OE., Tzyhanova NB., Pushkar LY., Sirota OM., Tzyhanova IV. Microbiological aspects of conservative treatment of periodontal disease using gel-based preparations. // Pol Merkur Lekarski — 2021 — Vol49 — N290 — p.125-128; PMID:33895758
- Wu X., Moimas S., Hopf R., Giampietro C., Kourouklis A., Falk V., Mazza E., Ferrari A. A free-form patterning method enabling endothelialization under dynamic flow. // Biomaterials — 2021 — Vol273 — NNULL — p.120816; PMID:33895492
- Aljaaf AJ., Mohsin TM., Al-Jumeily D., Alloghani M. A fusion of data science and feed-forward neural network-based modelling of COVID-19 outbreak forecasting in IRAQ. // J Biomed Inform — 2021 — Vol — NNULL — p.103766; PMID:33895377
- Prakash S., Hatcher C., Shiffman S. Prevalence of ENDS and JUUL Use, by Smoking Status, in National Samples of Young Adults and Older Adults in the U.S. // Am J Health Behav — 2021 — Vol45 — N3 — p.402-418; PMID:33894792
- Gumpenberger M. Diagnostic Imaging of the Respiratory Tract of the Reptile Patient. // Vet Clin North Am Exot Anim Pract — 2021 — Vol24 — N2 — p.293-320; PMID:33892889
Отменят ли летние каникулы для школьников?
Согласно действующей нормативной базе, продолжительность летних каникул не может составлять менее двух месяцев.
При этом руководству школ разрешено при наличии соответствующих оснований сдвигать график отдыха и обучения. Но сдвигать каникулы разрешено не боле, чем на две недели. Поэтому максимально поздний срок ухода на летние каникулы — 15 июня. Закончится отдых, если не мешаются серьезные обстоятельства, по плану — 1 сентября. Существовавшие опасения, что каникулы сократят на две недели и учеба начнется с середины августа, не нашли подтверждения.
Вместе с тем, ситуация с коронавирусом остается нестабильной. В любой момент времени она может измениться и внести коррективы в планы на лето. Особенно ощутимыми такие изменения могут стать для семей, распланировавших собственный отдых с детьми или купивших для них путевку в открывшиеся лагеря.
Будут ли каникулы летом 2021 года и когда они начнутся
Какое бывает образование
В нашей стране существуют 4 уровня общего школьного образования:
- дошкольное;
- начальное общее;
- основное общее;
- среднее общее.
Дошкольное образование
Процесс обучения, проходящий в детских садах или специализированных учреждениях, называется дошкольным образованием. Оно позволяет ребенку получить первоначальные социальные навыки. Приобретенные знания дают возможность будущим школьникам нормально функционировать в обществе. Дети, которые получили дошкольное образование, испытывают меньше трудностей при переходах на новые учебные ступени.
Начальное образование
Начальное общее образование – это первый этап общего образования, включающий в себя период обучения с 1 по 4 класс. В первые годы школьного обучения дети получают ключевые знания об окружающем мире. Начальное образование закладывает фундамент их дальнейших умений. Качество знаний, полученных в этот период, влияет на последующий успех ребенка в изучении новых дисциплин.
Начальное образование не дает привилегий по окончании школы. Оно лишь служит базой для перехода в среднюю школу и получения основного общего образования.
Основное общее образование
Основное общее образование охватывает период с 5 по 9 класс и считается последним этапом обязательной программы. Оно направлено на создание условий, положительно влияющих на процесс формирования личности.
По завершении 9 классов школьник сдает ОГЭ – основной государственный экзамен. В него входят два обязательных предмета: математика и русский язык, и 2 на выбор. Кроме того, в текущем учебном году 9-классники проходят итоговое собеседование по русскому языку.
Среднее полное общее образование
После сдачи ОГЭ школьники могут подать документы на поступление в 10 класс. Образование, полученное на базе 11 классов, считается среднем полным. Оно необходимо для получения среднего и высшего профессионального образования.
Для того, чтобы окончить школу и получить доступ к сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена), будущие выпускники пишут итоговое декабрьское сочинение.
Для поступления в высшее учебное заведение выпускники сдают ЕГЭ. Он отличается от проводимого в 9 классе ОГЭ количеством выбранных предметов. В обязательном порядке проводятся экзамены по русскому языку и математике (базовой или профильной). Наличие и количество дополнительных экзаменов определяется учеником. Он может сдать несколько выборочных предметов или ограничиться обязательными.
По окончании обучения руководство школы выдает выпускникам 11 класса аттестат о среднем полном общем образовании.
Что делать, если учитель «не нравится»
Закон не предоставляет детям и родителям право выбора педагога. Но если отношения с учителем не складываются,можно попробовать перевести ребенка в параллельный класс.
Данный вопрос законодательство никак не регулирует. Это компетенция директора школы,который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению. В учреждении может быть принят локальный акт,регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой.
Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может,он может только попросить. Поэтому стоит максимально корректно обосновать для руководителя школы причину.
Начальная школа
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым на 1 сентября года поступления исполнилось шесть с половиной лет, то есть дети, которым на 1 марта года поступления исполнилось 6 лет. Однако, по разрешению учредителя, школа может принять в первый класс и детей более раннего возраста. На момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», совмещающий в себе основы географии, биологии, обществознания и других предметов. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры, иностранного языка и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает пяти в день.
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
В 1960-1970-е годы начальная школа была в обязательном порядке 3 года. Потом нужно было проучиться ещё 5 лет, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера, начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т. д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.
Третий уровень образования – старшая школа (10 – 11 классы)
Дащнный этап школьного образования совпадает с ранней юностью. Именно в это время учаиеся строят свой первичный образ будущего.
Нормативный срок освоения — 2 года
В качестве важнейших целей образования педагогический коллектив выделяет:
- создание условий и возможностей для профессионального и личностного самоопределения учащихся;
- формирование способностей к самоорганизации, к продолжению образования, к созидательной деятельности, социальной мобильности;
- формирование высокого уровня правовой культуры, умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации. Обучение на старшей ступени строится согласно концепции профильного обучения, и мы стараемся обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса; завершение профильного самоопределения старшеклассников в соответствующей сфере профессионального образования. Деление на группы предусмотрено при изучении при изучении информатики, иностранного языка, технологии.
Важное место занимает внеаудиторная нагрузка учащихся, представленная системой профессиональных проб, образовательных тренингов, которая с одной стороны нацелена на практико-ориентированные и компетентностные результаты обучения, с другой – является важным элементом здоровьесберегающей педагогики.
Более глубокому обеспечению профиля, удовлетворению образовательных потребностей учащихся, заявленных в индивидуальных учебных планах, служит также и система дополнительного образования – клубы по интересам, включающие учащихся в допрофессиональную, социально-значимую деятельность, а также кружки, обеспечивающие педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий в профильных предметах.
Куда можно поступить после 11-го класса
Существуют 2 основных стратегии учебного продвижения по окончании 11 классов школы. Образование после школы можно получить в техникуме или в вузе.
Лидирующие позиции по качеству образования занимают следующие высшие учебные заведения:
- НИУ ВШЭ;
- МГУ имени М.В. Ломоносова;
- СПбГУ;
- МФТИ;
- МГТУ имени Н.Э.Баумана;
- НИЯУ МИФИ;
- Томский политехнический университет;
- Новосибирский государственный университет;
- Южный федеральный университет.
Поступить в техникум намного проще, туда берут с небольшими баллами. Кроме того, цены на коммерческое обучение в таких заведениях ниже, чем в университетах. Параллельно с освоением профессии можно готовиться к будущему поступлению в вуз. После техникума или колледжа студента зачислят сразу на второй курс.
Лучшими колледжами считаются:
- Колледж приборостроения и информационных технологий РТУ МИРЭА
- Колледж информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
- Юридический колледж Российского государственного университета правосудия
- Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Колледж Российского государственного социального университета
И вузы, и колледжи имеют определенные преимущества. Выбор стратегии зависит от желаний и амбиций поступающего.
Подводя итог, можно заметить, что 11-летнее обучение не является обязательным, но дает очень важную базу для получения дальнейшего образования.
Какие уровни образования существуют в России
В нашей стране вся система государственного бесплатного образования включает три последовательных этапа:
- Дошкольное (детские сады, ясли, кружки, студии, подготовительные курсы).
- Школьное (школы, гимназии, лицеи).
- Послешкольное (училища, колледжи, техникумы, университеты, академии).
Единственное обязательное из трех – школьное, и только девятилетка. Всем выпускникам 9 класса необходимо пройти государственную итоговую аттестацию (сокращенно ГИА), сдать ОГЭ (расшифровывается как основной государственный экзамен). Существует еще государственный выпускной экзамен или ГВЭ, который сдают отдельные категории учащихся.
При условии успешного прохождения испытаний ребятам вручается аттестат об основном общем образовании. Любое дальнейшее получение знаний – необязательное.
Школьная программа, в свою очередь, разбивается на:
- начальную (первые три или четыре года обучения);
- основную, которую еще называют средней неполной (программа получения знаний до 9 класса включительно);
- среднюю полную или общую полную (к девяти школьным годам прибавляются два старших класса – 10 и 11).
После окончания школы вчерашнему старшекласснику предоставляется возможность продолжить учебу, поступив в средние или высшие учебные заведения, и получить соответственно:
- среднее специальное образование (доступно после 9 и 11 классов);
- высшее профессиональное образование (доступно только после 11 класса).
Система гособразования России позволяет гражданам страны приобретать общие и специальные знания, проходить профессиональную переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни.
Кроме того, существуют дополнительные виды образования: музыкальные, художественные школы, спортивные секции, творческие и технические мастерские, языковые курсы и многое другое.
Школьная форма: за и против
Для того, чтобы решить вопрос о школьной форме, Министерство образования РФ решило провести социологический опрос путем анонимного анкетирования учащихся, педагогов и родителей. Результаты опроса показали: за введение школьной формы выступили 70% учителей, 55% родителей и 24% школьников.
Кстати, в Японии сейчас школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят некое подобие своей школьной формы: белые блузки, темно-голубые плиссированные короткие юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.
Канадские школьники носят клетчатые жилеты и подобранные к ним в тон шорты или юбки, белые блузки и гольфы.
Впрочем, понятие о форме – вещь довольно расплывчатая, обусловленная национальным менталитетом и традициями. Например, в Свазиленде правительство запретило школьницам надевать в школу мини-юбки. Отныне все девочки старше десяти лет должны носить юбки ниже колена.
В Иране же, наоборот, принято решение о небывалом смягчении требований к школьной форме. Ученицам начальной школы теперь позволено носить накидки не черного или коричневого, а более светлых цветов – голубого, бежевого, зеленого и розового, при условии, что эти яркие тона никого не шокируют и гармонируют с самим духом школьного образования. «Конечно, предпочтительно ношение чадры, – заявило либеральное министерство образования, – но специально принуждать к этому школьниц мы не будем».
Инесса Смык
По материалам журнала «Домашний очаг»
Как узнать «свою» школу
Списки закрепленных территорий публикуются на сайтах комитетов по образованию и образовательных учреждений. Родителям первоклассников есть смысл заранее уточнить номер школы по прописке. Списки закрепленных территорий ежегодно корректируются,поскольку ожидаемое количество будущих учеников первых классов должно соотноситься с количеством мест в школе.
Каждый год места в школах готовят с учетом миграции(это касается крупных городов) и с большим запасом
В Барнауле принимают во внимание повышенную востребованность некоторых школ в центре города и в спальных районах
Чтобы понять,к какой именно школе относится ваш дом,нужно ознакомиться с приказом(распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района,городского округа. Такой приказ по новым правилам в обязательном порядке должны издать 15 марта и опубликовать на сайтах школ в течение десяти календарных дней.
День знаний в Барнауле. Школа № 55.
Анна Зайкова,altapress.ru.
История
Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковно-приходская школа была преобразована в 1919 году в начальную школу с 5-летним сроком обучения (с 1923 года — с 4-летним).
Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была создана единая трудовая школа, в которой обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней:
- школа первой ступени для детей 8—11 лет (первые начальные 4 года обучения);
- школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).
С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю общеобразовательную школу.
В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение.
В 1933 году устанавливаются единые обязательные учебники по каждому предмету.
В 1934 году Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» закрепляется структура советской начальной и средней школы:
- начальная школа (с 1 по 4 классы);
- неполная средняя школа (с 5 по 7 классы);
- средняя школа (с 8 по 10 классы).
В 1940 году вводится плата за обучение для всех учащихся 8—10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ (отменяется в 1956 году).
А в 1943 году введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменяется в 1954 году).
В 1947 году постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» вводится преподавание логики и психологии в 9—10 классах средней школы (отменено в 1955 году).
В 1958 году установлено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 году. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.
В 1966 году вводятся новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — основы Советского государства и права.
В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:
- начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения ( обучение c 1-го по 3-й классы) ;
- неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);
- средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).
Также на смену арифметике пришла математика, естествознание заменено курсом природоведения, которое стало изучаться сначала с 3-го класса, а с 1975 года — со 2 класса.
Реформа 1969 года сопровождалась сменой всего комплекта учебников для начальной и частично для средней школы.
В 1977 году новой Конституцией СССР законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования и право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего.
В 1987 году в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах ещё в 1986 году. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах.
В 2001 году 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети стали учиться по 11-летней программе.
Во второй половине 2000-х годов произошло значительное сокращение численности школьных учителей. В 2006 году в России было 1543 тыс. учителей, а к 2010 году их осталось 1067 тыс.. В 2010-е годы численность учителей почти не менялась несмотря на оптимизацию — в 2019 году в школах работали 1034626 учителей и 22142 педагога дополнительного образования.
Выводы
После распада СССР общее образование в России потеряло свою однородность. В советское время всех школьников готовили примерно одинаково, давая практически идентичный набор знаний по всем предметам. О качестве советского школьного образования до сих пор идут ожесточенные споры. Одни говорят, что ничего лучше для воспитания и образования граждан до сих пор не придумано, другие — что советское образование пичкало детей бесполезными знаниями и не учило самостоятельности.
Так или иначе в современной России больше в ходу практико-ориентированный подход. Предполагается, что уже с 8-9 класса школьник должен знать, кем он станет в будущем и в какой вуз будет поступать. К этому стоит добавить огромное количество учебников и программ обучения, неодинаковый уровень квалификации педагогов и картина получится совсем пестрой. Основной вывод, который следует сделать родителям: озаботиться выбором будущей школы следует заранее, задолго до того, как ребенок пойдет в первый класс.