Умственная отсталость

Виды олигофрении

Олигофрении — это широкая группа патологий, внутри которой существует подробная детализация заболеваний.

Олигофрения включает в себя четыре степени, о которых говорилось выше:

  • легкую принято называть дебильностью,
  • среднюю или умеренную — имбецильностью,
  • резко выраженную или тяжелую — умственной субнормальностью,
  • глубокую — идиотией.

Дебильность, имбецильность и идиотия имеют ряд отличительных признаков.

Дебильность (IQ = 50-70) характеризует следующие отклонения:

  • неспособность вырабатывать сложные понятия;
  • преобладание конкретных ассоциаций,
  • невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления;
  • отсутствие инициативы в самостоятельном обучении
  • медлительность и инертность в обучении,
  • слабость самообладания,
  • неспособность подавлять свои влечения,
  • недостаточное обдумывание своих поступков, импульсивность поведения,
  • повышенная внушаемость;
    • при этом
    • дети в достаточной степени овладевают речью,
    • их поведение вполне адекватно и самостоятельно (психика в нижних границах нормы),
    • отмечается хорошая механическая память, подражательность,
    • дети более способны овладеть конкретными знаниями, чем усвоить теорию,
    • со временем больные начинают неплохо ориентироваться в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь,
    • удается достичь полной независимости в уходе за собой.

Имбецильность (IQ = 20-50) означает, что личность отличается умеренной умственной отсталостью:

  • способность произносить короткие фразы,
  • способность понимать несложную по смыслу речь,
  • словарный запас — 150-300 слов,
  • усвоенными элементарными знаниями в силу достаточно развитой механической памяти могут пользоваться как штампами,
  • способность испытывать привязанности,
  • развитость чувства стыда и злопамятности, стесняются своих недостатков,
  • реакция на похвалу и порицание,
  • их реакции на происходящее вполне разнообразны и вариабельны;
  • усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят, способны себя обслуживать,
  • неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке;
    • при этом
    • лица не обучаемы и нетрудоспособны,
    • отмечаются крайняя несамостоятельность и плохая переключаемость,
    • им доступны элементарные акты самообслуживания,
    • их речь неграмматична и косноязычна, способны произносить несложные фразы;
    • развитие статических и локомоторных функций с большой задержкой,
    • эмоции отличаются скудностью и однообразием,
    • все психические процессы тугоподвижны и инертны,
    • обладают повышенной внушаемостью и склонностью к слепому подражанию,
    • на перемену обстановки реагируют негативно, нуждаются в постоянном надзоре и опеке.

Самая тяжелая, крайняя степень олигофрении это идиотия (IQ<20) характеризуется такими чертами:

  • полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов), ограничивается звуками, отдельными словами,
  • полная неразвитость мышления у больного, нет понимания обращенной к ним речи,
  • неспособность овладеть статическими и локомоторными навыками либо их запоздалое приобретение,
  • отсутствие элементарных навыков самообслуживания, невозможность их привить,
  • предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.,
  • какая-либо продуктивная деятельность отсутствует,
  • прогресс в интеллектуальном отношении невозможен,
  • больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре (обычно в условиях специального медицинского учреждения),
  • нередко больные не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, могут питаться только жидкой пищей,
  • часто больные поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадается под руку, упорно мастурбируют,
  • отсутствие реакции либо ее неадекватность на обычные раздражители,
  • эмоции элементарны и связаны только с удовольствием или неудовольствием, что выражается самым примитивным образом в виде возбуждения или крика,
  • легко возникает злость, проявляющаяся в слепой ярости и агрессивных тенденциях, нередко направленных на себя (кусают, царапают себя, наносят удары),
  • имеют место грубые дефекты физического развития.
  • применяется лишь симптоматическое лечение.

Лечение умственной отсталости

  • Медико-генетическое консультирование при планировании беременности.
  • Занятия с педагогами в коррекционных классах.
  • Инструктирование родственников.
  • Медикаментозная коррекция.

Лечение назначается только после подтверждения диагноза врачом-специалистом.

Основные лекарственные препараты

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

  • Депакин (противосудорожный препарат). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 600 мг/сут. на 2-3 приема.
  • Карбамазепин (психотропное средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 400–1600 мг/сут. на 2–3 приема.
  • Метилфенидат (психостимулирующее средство). Режим дозирования: внутрь, в первой половине дня, по 0,01-0,015 г на прием. Суточная доза 0,01 0,03 г. Курс лечения от 2-4 нед. до 3-4 мес.
  • Рисполепт (нейролептическое средство). Режим дозирования: внутрь, в начальной дозе 0,5 мг 1 раз в сутки.
  • Флуоксетин (антидепрессивное средство). Режим дозирования: внутрь, независимо от приема пищи, в начальной дозе 20 мг/сут. на один прием в первой половине дня.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Умственная отсталость:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Умственной отсталости, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.

Методы лечения умственной отсталости:

  • Психолого-коррекционная работа.
  • Воспитательная и педагогическая работа.
  • Психотерапия.
  • Психотерапия и психообразование для родителей.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозное лечение.
  • ЛФК, массаж, диетотерапия.

В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.

Лечение умственной отсталости в Клинике РОСА:

  • Работаем круглосуточно.
  • Собственный стационар. Возможность совместного нахождения с родителем во время лечения.
  • Опытные и деликатные специалисты. Детский психиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог, реабилитолог.
  • Сочетание психологической и медицинской помощи.

Что провоцирует / Причины Умственной отсталости:

Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) , синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.

Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ

Нарушения обмена

Заболевания, приводящие к умственной отсталости

Аминокислоты

Фенилкетонурия

Гистидинемия

Лейциноз

Болезнь Хартнупа

Пептиды

Амавротическая идиотия

Болезнь Гоше

Болезнь Нимана Пика

Мукополисахариды

Гаргоилизм

Синдром Гурлера

Синдром Санфилиппо

Синдром Морото-Лами

Углеводы

Галактоземия

Идиопатическая гипогликемия

Микроэлементы

Гипофосфатазия

Болезнь Менкеса

Факоматозы

Болезнь Реклингаузена

Туберозный склероз

Болезнь Луи Бар

В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).

Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.

Симптомы умственной отсталости

Умственная отсталость в основном проявляется в нарушении интеллекта и, как следствие, в отсутствии или ухудшении функционирования в социуме. Чем легче форма умственной отсталости, тем менее нарушены когнитивные функции ребенка и тем более он самостоятелен и может адекватнее общаться с другими людьми. При глубокой умственной отсталости человек даже во взрослом возрасте может ходить в памперсах, его речь так и не разовьется и есть он сможет только при помощи других. Такие люди всегда должны находиться под постоянным присмотром специалистов и сопровождающих. Дети со всеми формами умственной отсталости, кроме пограничной, содержатся в специальных заведениях. На Западе это хостелы или интернаты, в которых за ними следят и стараются по возможности развивать их интеллект. Но у каждого такого ребенка есть свой “потолок”, выше которого когнитивные функции развить уже нельзя. Чем глубже умственная отсталость и чем позже начать развивать ребенка, тем меньше возможностей развития. Если ребенок с глубокой умственной отсталостью хотя бы не дерется и не кусается – это уже большое достижение.

В ряде случаев, ориентируясь на определенные признаки и симптомы, умственную отсталость можно спутать с аутизмом. При этом отличие больных с умственной отсталостью от страдающих РАС в том, что первые всегда общительны и идут на контакт. Однако этот контакт не соответствует общепринятым нормам. Очень часто в первую очередь умственно отсталых детей учат правилу “вытянутой руки”: никто не имеет права приближаться к ним ближе расстояния, равного вытянутой руке. Кроме, например, мамы или медсестры и врача. Такие дети настолько не чувствуют границ в общении с другими, что этим могут воспользоваться люди с плохими намерениями, и например, совершить над ними насильственные действия. Такой ребенок может подойти к совершенно незнакомому взрослому человеку, сесть к нему на колени, поцеловать его и обнять.

При легкой или пограничной степени умственной отсталости внешние физические изменения не всегда очевидны, но уже при средней и глубокой форме можно заметить дисморфизм – нарушение симметрии тела и лица. Чем глубже умственная отсталость, тем серьезнее физиологические нарушения, и тем больше такие дети и взрослые страдают различными физическим заболеваниями.

Одна из основных причин возникновения умственной отсталости – это генетические мутации. Есть предположение, что они оказывают влияние и на физиологию, и на интеллект человека. Физиологические нарушения начинают наиболее выраженно проявляться в подростковом возрасте – одна за другой у ребенка появляются болезни. У таких людей очень часто неправильно растут зубы, снижен иммунитет и часто возникают простудные заболевания. Чем старше становится человек, страдающий умственной отсталостью, тем больше он болеет. Также есть предположение, что дело не только в генетике, но и в нарушении развития плода при беременности. У будущей матери может родиться ребенок с умственной отсталостью, в особенности, если во время беременности она курила, употребляла алкоголь или наркотики.

Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за воздействия неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения.

Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд-назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержатся в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило, пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, в результате чего иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Больной часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, но без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило, люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умными, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.  

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённые инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Занятия для детей с умственной отсталостью

При наличии задержки в развитии ребенка крайне важно выявить ее причину и по максимуму устранить ее саму и вытекающие последствия как можно раньше (если это возможно). В начале пути родители ребенка с умственной отсталостью проходят этап диагностики: врачи проводят массу обследований, это УЗИ головного мозга, допплерография, ЭЭГ и другие обследования в зависимости от источника патологии

Иногда картина осложняется другими заболеваниями, например, нарушением слуха или зрения, нарушением обмена веществ. Конечно, чем раньше было выявлено, что малыш отстает в развитии, тем больше шансов на успешную компенсацию дефекта.
Итак, крайне важно выявить ведущую причину, после чего лечащий врач (чаще всего это невролог) назначает стратегию коррекции. Она может быть различной с точки зрения медицины (в зависимости от происхождения дефекта), однако все специалисты сходятся во мнении, что ведущую роль в коррекции играют воспитательно-дефектологические методы. В дошкольный период важно по максимуму использовать потенциал ребенка, подключить к занятиям хорошего логопеда и дефектолога для того, чтобы ребенок максимально для своих возможностей приблизился в знаниях и умениях к норме до наступления школьного возраста.

В центре Ember работа с детьми с диагнозом «умственная отсталость» начинается с консилиума специалистов. Консилиум — это комплексная первичная консультация нескольких профильных специалистов: дефектолога (коррекционного педагога), логопеда, специального психолога (или нейропсихолога). Состав специалистов может быть различным в зависимости от потребностей родителей и ребенка. После комплексной консультации специалисты составляют коррекционный маршрут, дают свои рекомендации и заключение родителям. Часто на такую консультацию в наш Центр приходят родители перед государственной комиссией (ПМПК) для получения предварительной информации и рекомендаций, какой коррекционный путь выбрать (вид садика, специальной школы), понимания прогноза развития ребенка.
Как правило, коррекционный маршрут включает занятия для детей с умственной отсталостью с дефектологом, а также с логопедом. Дополнительно по необходимости подключается к работе педагог-психолог, специальный психолог или нейропсихолог.

Программа занятий включает:

  • развитие речи (у детей школьного возраста — также письма и чтения), мышления, общей и мелкой моторики;
  • элементы ЛФК (включаются в занятия с дефектологом);
  • развитие восприятия, улучшение внимания, памяти;
  • коррекцию особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы;
  • улучшение коммуникативных навыков;
  • Томатис-терапию;
  • обучение социально-бытовым навыкам, умению обслуживать себя в повседневной жизни.

Также при желании можно приобрести устройства Forbrain и/или Soundsory для самостоятельного использования дома.

Online-консультации врачей

Консультация нарколога
Консультация психолога
Консультация уролога
Консультация гинеколога
Консультация общих вопросов
Консультация педиатра-аллерголога
Консультация специалиста по лечению за рубежом
Консультация косметолога
Консультация детского невролога
Консультация пластического хирурга
Консультация проктолога
Консультация инфекциониста
Консультация кардиолога
Консультация вертебролога
Консультация сурдолога (аудиолога)

Новости медицины

Устройство и принцип работы магнитной мешалки,
26.05.2021

Быстрая доставка лекарств на сервисе mednex.com.ua,
30.04.2021

6 простых привычек, чтобы круглый год не болеть простудами: рекомендуют все врачи,
17.03.2021

Морепродукты становятся вредными для здоровья?,
05.01.2021

Новости здравоохранения

Эксперт назвала три отличия простуды от COVID-19,
05.01.2021

В мире более 86 миллионов случаев COVID-19,
05.01.2021

Скорость распространения COVID-19 зависит от климатических условий,
11.06.2020

Исследователи насчитали шесть разновидностей коронавируса,
11.06.2020

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;

Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector