Как понять что у ребёнка испуг. испуг у ребенка признаки. как лечить испуг у ребёнка в домашних условиях. заговор от испуга ребёнку. молитва от испуга ребёнку. как лечит комаровский испуг у ребёнка
Содержание:
- Общие рекомендации при лечении заикания у подростков
- Какие могут быть причины испуга
- Эпилепсия и беременность
- Какие дети подвержены испугу
- Как лечатся психиатрические расстройства
- Адаптация в обществе
- Как выкатать испуг яйцами
- Механизм возникновения
- Святая вода
- Провоцирующие факторы заикания
- Профессиональное лечение
- Предпосылки развития
- Лечение данных расстройств
- Основные проявления
- Подходы к лечению испуга
- Профилактика
- Общее понятие о тиках
- Заикание у левши
- Причины
Общие рекомендации при лечении заикания у подростков
Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.
Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.
После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:
- невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
- оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
- психолог работает с личностными нарушениями.
При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.
После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.
Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.
Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.
Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать
Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома
Какие могут быть причины испуга
Очень важно, чтобы родители знали, от каких ситуаций может появиться детский испуг, потому что иначе невозможно его предотвратить или вылечить. Психологи составили периодизацию, в которой видно, с какого возраста у маленького человека появляются те или иные боязни
С рождения
- Разлуки с близким человеком (маленькие дети особенно сильно боятся, что их покинут родители).
- Толпы или просто чужих людей.
- Врачей или уколов.
- Падения.
- Резких или громких звуков (их могут вызвать природные явления, работа телевизора, машина и даже Ваш собственный голос – все, что угодно).
- Огня или горячих бытовых приборов.
- Смены обстановки.
От двух лет
- Одиночества.
- Высоты (смотреть из окна, находиться высоко над полом или землей и так далее).
- Крупных или неприятных животных (только представьте себе милую собачку, которая по размеру больше Вас самих).
- Конфликтов (как посторонних, так и близких людей – папы и мамы).
- Физической боли (возможно, кроху когда-то случайно задели, и теперь он боится любых движений людей рядом).
- Наказаний.
От трех лет
- Темноты и приведений (особенно, если в темной комнате что-то может померещиться).
- Плавания, ныряния в воду.
- Сказочных персонажей.
- Замкнутого пространства.
От шести лет
Смерти (своей или близких).
Ситуативные опасения, связанные с тем или иным образом (образ автомобиля, чайника, шприца, тьмы и прочего), способны вызвать сильный испуг.
Эпилепсия и беременность
Отдельный разговор — о женщинах, готовящихся стать мамами. Если у девочки в детстве или в подростковом возрасте была эпилепсия и она прошла, то, став взрослой, она может об этом смело забыть, и рожать, что называется, на общих основаниях. А вот беременная женщина, страдающая эпилепсией, становится объектом особой заботы врачей-эпилептологов. Считается, что женщина, регулярно принимающая противоэпилептические препараты, имеет 95 % вероятность родить совершенно здорового ребенка. При этом собственно беременность и роды не вызывают ухудшения течения эпилепсии, болезнь не перейдет в какую-либо тяжелую форму. При некоторых формах эпилепсии беременность даже идет на пользу организму и приступы становятся реже.
Елена Дмитриевна считает таких женщин отдельной группой пациентов. Они должны наблюдаться по-своему, очень тщательно.
— Это отдельная область знаний в области эпилепсии, — говорит она, — существуют даже специальные стандарты наблюдения женщин детородного возраста с эпилепсией, разработанные Международной лигой по борьбе с эпилепсией. Все, конечно, зависит от того, в каком состоянии находится беременная. Если у нее нет приступов, она принимает препарат и нормально его переносит, то у нее с высокой долей вероятности все будет хорошо».
Какие дети подвержены испугу
Как уже было сказано, не всегда кратковременный страх превращается в сильный испуг. Но почему? Поговорим о том, какие же дети попадают в эту «группу риска».
- Страдающие заболеваниями центральной нервной системы.
- Малыши из конфликтных или жестоких семей (даже если агрессия членов семьи направлена не на детей);
- С гиперопекой (из-за отсутствия у них эффективных копинг-стратегий, то есть неумения бороться со стрессовыми ситуациями);
- • Малыши, которых запугивают (все вокруг, — от родителей до персонажей из сказок, — могут так запугать дитя своими наставлениями об опасностях жизни, что в итоге он будет панически бояться даже того, с чем никогда не сталкивался).
Важно!
Например, Вам придется избавиться от гиперопеки в своем стиле воспитания, от жестокости в доме или от запугивания, если они в Вашей семье присутствуют.
Как лечатся психиатрические расстройства
Бытует мнение, что данная группа заболеваний не поддается лечению и сопровождает человека до конца его жизни, отравляя ее. Но такое утверждение ошибочно. Многие психические нарушения при правильно выбранном лечении поддаются коррекции. При этом можно достигнуть довольно стойкой ремиссии или избавиться от недуга окончательно.
Пэрис Джексон – дочь Майкла Джексона, в возрасте 14 лет подверглась изнасилованию. После этого у девушки развился посттравматический синдром, сопровождающийся несколькими суицидальными попытками. После очередной попытки Пэрис пришлось обратиться за профессиональной помощью. И с тех пор терзающие ее симптомы отступили, и она не нуждается в приеме медикаментозных средств. Девушка окончательно избавилась от расстройства, и живет совершенно другой жизнью.
Терапия психических расстройств включает медикаментозный и немедикаментозный этапы.
Фармакотерапия применяется для купирования острой стадии болезни, при́ступного периода. Она также используется в качестве поддерживающей терапии.
Из медикаментозных средств применяют антипсихотики. К основным препаратам медикаментозной группы относят:
- нейролептики – Галоперидол, Рисперидон. Чаще всего применяются для лечения психозов. Снижают психическую и двигательную активность, уменьшают напряжение и возбуждение;
- транквилизаторы – Диазепам, Ксанакс. Основное их действие – противотревожное. А также противосудорожное, миорелаксантное, седативное;
- антидепрессанты – Амитриптилин, Золофт. Устраняют симптомы депрессии;
- нормотимики – Карбамазепин, Депакин. Регулируют уровень настроения;
- психостимуляторы: Сиднокарб, Сальбутамол. Повышают уровень физической и психической активности. Устраняют чувство усталости, улучшают умственную деятельность;
- ноотропы – Пирацетам, Фенибут. Улучшают течение познавательных процессов, стимулируют память, мышление. Улучшают сопротивляемость мозга стрессовым воздействиям.
К немедикаментозным средствам относят психотерапию. Она является главным способом избавления от психического расстройства, поскольку позволяет не только купировать симптомы, но и помогает осознать человеку его проблемы. Психотерапия дает возможность выявить ложные, неправильные установки, выработать новую модель поведения.
Очень важно в процессе избавления от психического недуга и для его профилактики поддерживать правильный образ жизни. Соблюдать режим сна и бодрствования, исключить вредные привычки, правильно питаться и поддерживать достаточную физическую активность
Немного иную форму лечения требуют ментальные расстройства органической природы. В этом случае терапия, прежде всего, направлена на устранение основного заболевания, так как именно оно вызывает неадекватные реакции психики. На этом фоне назначают и терапию, направленную на улучшение микроциркуляции тканей мозга, а также препараты для дезинтоксикационной терапии.
Психические заболевания – это довольно большая группа расстройств, которые удивляют своей непредсказуемостью и причудливостью симптомов. Учитывая, что мозг человека изучен только на 10%, нельзя предположить, какие сюрпризы он может преподнести. Поэтому ученые всего мира продолжают изучать и раскрывать ментальных патологий, открывая их причины и новые методы лечения.
Адаптация в обществе
Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него
В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение
А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется
Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть:
все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание
В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.
Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.
Как выкатать испуг яйцами
Мама самостоятельно может избавить малыша от испуга, выкатав страх куриными яйцами. При этом яйца надо купить домашние от трех разных куриц.
Маме нужно взять испуганного малыша на руки и с головы до ног аккуратно обкатать его яйцом. Если боитесь уронить и разбить яйцо, можете предварительно сварить его.
Во время катания яйца по телу ребенка нужно проговаривать такие слова: «Забери с собой яичко, весь страх с тела ребеночка моего. Пусть не знает его головушка больше страданий терзаний. Катаю по головке, катаю по личику, по ручкам и животику, по спинке и ножкам. Выгоняю прочь страх злющий с моего ребятенка пригожего. Пусть никто не смет его более пугать. Да будет так. Аминь!»
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Святая вода
Самостоятельно полечить ребенка можно при помощи святой воды:
- Ребенка по утрам и вечерам умывать святой водой, произнося «Отче наш». Поить святой водой каждый день по 3 раза.
- Все малыши по-разному относятся к незнакомцам: одни ведут себя спокойно, другие начинают сразу плакать. Если ребенок заходится в плаче при появлении новых людей, к выходу из дома придется подготовиться, читая молитву «Отче наш» и к ангелу-хранителю. На ребенке должен быть надет крестик, полученный во время крещения. Дополнительно мама может закрепить на изнанке одежды серебряную булавку, которую нужно будет сбрызнуть святой водой, вернувшись домой. Соблюдая эти простые правила, можно избежать появления испуга.
- Чтобы перепуганный малыш не плакал и спокойно засыпал, постельное белье должно быть голубого или белого цвета и обязательно свежим. Маме нужно окрестить каждый угол детской кровати, а середину окропить святой водой.
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Профессиональное лечение
То, что было описано выше, — лишь рекомендации, дополняющие лечение. Но действительно убрать испуг смогут лишь люди, компетентные в этом – детские психологи и психотерапевты. Только они разберутся как проявляется испуг с профессиональной точки зрения. Соответственно, сопутствующие проблемы лечатся у других врачей: заикание – у логопеда, энурез – у педиатра, бессонница – у сомнолога, а также может пригодиться консультация невролога, психиатра и так далее. Поговорим о том, чего можно ожидать от психологов и психотерапевтов в лечении непосредственно испуга у детей.
Арт-терапия
Специалист может прописать Вашему воспитаннику различные виды арт-терапии: игры, сказки, игрушки, мандалы, куклы, музыка, рисование, танцы и многое-многое другое. Вы можете заниматься арт-терапией дома (примеры были упомянуты выше – рисовать то, что вызывает опасение, или играть с аналогичными игрушками). Существует даже терапия с животными. Например, иппотерапия (общение с лошадьми). Кстати, некоторые виды арт-терапии развивают мелкую моторику, что актуально в том случае, если испуг у ребенка вызвал проблемы речевого развития (например, лепка, песочная терапия и так далее).
Гипноз
Существует такая таинственная психотерапевтическая практика, как гипноз. Возможно, Вы отнесетесь к этому с недоверием и опаской, но не все так однозначно. Грамотный гипноз от специалиста, прошедшего специальное обучение, способен вылечить не только испуг, но и другие сопутствующие проблемы (к примеру, энурез). Большинство профессионалов считает, что гипноз не причиняет вреда, а наоборот – может абсолютно точно распознать проблему, кроющуюся в подсознании, и помочь в ее лечении.
Препараты
Возможно назначение врачом препаратов. Некоторые из них будут воздействовать на работу мозга, а некоторые – успокаивать. Но такой путь назначается в том случае, если предыдущие не помогли в лечении испуга.
Предпосылки развития
Доподлинно неизвестно, почему развивается это расстройство. Имеется много теорий, пытающихся раскрыть механизм его развития. Точно установлено, что особенно склонны к формированию такого состояния люди с лабильной (неустойчивой) нервной системой. У них быстрее развивается тахикардия под действием эмоций или физических нагрузок, они сильно потеют, раздражительны, краснеют при волнении. В помещении им душно, они всегда норовят открыть окна.
Люди с акцентированной тревожностью в характере тоже склонны к возникновению заболевания. В некоторой степени играет роль и наследственность.
Обязательное условие для созревания расстройства – наличие психотравмирующих факторов, стрессоров, расстраивающих работу нервной системы. Обычно именно они предшествуют появлению первого признака панической атаки.
Первый приступ паники настиг Анастасию, когда она готовилась отойти ко сну. Ее внезапно охватило ощущение, что она падает стремительно с обрыва, в пустоту. Она не могла пошевелить руками и ногами, как будто они не принадлежали ей. Появилось стойкое чувство, что она сейчас умрет. Ей стало невообразимо страшно.
Затем начало колотиться сердце. Казалось, что она не могла контролировать дыхание. Оно было сбивчивым, частым, было трудно вдохнуть, постоянно не хватало воздуха. Такое состояние продолжалось до самого утра, и уснуть в эту ночь Анастасии так и не посчастливилось.
Следующий приступ случился через 4 дня. Затем частота приступов увеличилась, и они одолевали молодую женщину по несколько раз на день. Между ними она чувствовала себя выжитой и обессиленной. У нее появилось непоколебимое чувство страха засыпания, поскольку первый случай атаки случился перед сном. Она мучилась бессонницей, а вскоре и процесс поглощения пищи давался с трудом. Случалось, что идя по улице или находясь в многолюдном месте, она чувствовала головокружение и спёртое дыхание.
Затем приступы атаки стали не такими яркими, ограничивались сердцебиением и ощущением тревоги, проходящей через все тело. На протяжении всего лечения ей трудно было смириться с мыслью, что ее проблема носит чисто психологический характер. Ей казалось, что врачи пропустили в ее теле какую-то болезнь.
Анализируя ситуацию в беседе с психотерапевтом, женщина указала, что за 5 месяцев до первого атакующего случая она потеряла работу, а за 2 месяца до этого тяжело заболел ребенок. Таким образом, потеря источника дохода, а затем страх за жизнь своего чада стали мощнейшими стрессовыми факторами, запустившими патологический процесс.
Такое патологическое состояние чаще формируется у молодых людей в возрасте 20–35 лет. Женщины страдают от него в 2 раза чаще, нежели мужчины.
Лечение данных расстройств
Классической схемой лечения данных расстройств является сочетание приема психотропных препаратов (антидепрессанты, транквилизаторы, иногда — нейролептики) и психотерапии. Многие специалисты (в том числе психотерапевты и медицинские психологи нашего Центра) отмечают недостатки данной схемы:
- наличие у препаратов побочных эффектов;
- риск развития зависимости от препаратов (прерывание приема может спровоцировать новый всплеск тревоги или страха);
- лекарства сами по себе не помогают человеку обрести навыки саморегуляции и самоподдержки, преодолеть психологические проблемы, а лишь «гасят» первичный симптом;
- некоторые препараты могут вызывать сильную заторможенность, сонливость, что мешает психотерапевтической работе и полноценной жизни.
Как правило, состояния страха, паники имеют связь с перенесенной психотравмой, а также с определенными чертами личности, которые являются предпосылками для формирования данного спектра расстройств. Человек может годами блокировать свои собственные желания, потребности ради, например, соответствия внешним стандартам успеха, благополучия. Жить «не своей» жизнью. Или столкнуться с внезапной потерей, горем, и, оправившись через некоторое время, продолжать носить в себе его осколки. Все перечисленные ситуации являются источниками стресса, который, накапливаясь, может вызывать болезненные эмоциональные состояния.
Наши специалисты — медицинские психологи и психотерапевты — проведут психологическую диагностику, которая поможет установить источник тревожного состояния, стресса и разработают индивидуальный психологический/психотерапевтический маршрут, подберут необходимую именно Вам программу без использования лекарственных препаратов. Работа со специалистами нашего Центра поможет быстро и эффективно справиться с состояниями страха, паники, фобиями, предотвратить их повторение и обрести внутреннюю гармонию.
Основные проявления
Локализация тикозных движений наиболее часто происходит в лицевых или шейных мышцах. Со временем они могут распространяться в направлении сверху вниз. Самые распространенные примеры простых детских моторных тиков:
- нахмуривание бровей;
- моргание;
- зажмуривание;
- шевеление крыльями носа;
- втягивание воздуха носом;
- подергивание уголком рта;
- повороты или наклоны головы;
- пожимание плечами;
- вздрагивания;
- подергивание конечностями;
- сгибание или разгибание пальцев;
- щелчки пальцами.
Голосовые тики проявляются покашливанием, отхаркивающими горловыми звуками, сопением, произносимыми слогами или возгласами. Это бессмысленное звуковое сопровождение, которое вмешивается в речь и производит впечатление заикания или запинок. Если не предпринимаются никакие меры по их устранению, то ситуация будет лишь усугубляться. Тикозные движения также прогрессируют и выходят на новый уровень в виде:
- гримас;
- вскидывания головы;
- касания руками различных частей тела;
- сокращения мышц живота или диафрагмы;
- приседаний;
- подпрыгиваний.
Все перечисленные выше нервные тики у детей – это далеко не все проявления заболевания. Они могут быть индивидуальны и нетипичны. Все зависит от уровня развития ребенка, его характера и темперамента, восприимчивости к окружающим раздражителям и целого ряда других причин.
Подходы к лечению испуга
Прежде чем пытаться понять, как вылечить испуг у ребёнка в домашних условиях, необходимо выяснить факторы, которые его спровоцировали, и устранить их влияние на малыша.
В большинстве случаев, исключив действие раздражителя, родители добиваются нормализации состояния у детей. Если это не помогло, стоит незамедлительно обратиться к доктору, пока проблемы с психикой не стали стойкими. Начинают с посещения педиатра, который, выяснив основные признаки патологии, определится с лечением и дальнейшими консультациями смежных специалистов (невролога, психиатра).
Традиционная медицина
Методами доказательной медицины, используемыми в лечении испуга и связанных с ним невротических расстройств, являются:
- работа с психологом, который сможет научить ребёнка бороться со своими страхами и адекватно реагировать на окружающий мир;
- занятия с логопедом, направленные на коррекцию речи и устранение заикания;
- арт-, игро- и сказкотерапия, призванные улучшить социальные навыки малыша и отвлечь его от негативных мыслей;
- анималотерапия. Общение с братьями нашими меньшими, особенно лошадьми, дельфинами, собаками, благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, позволяя тем бороться не только с фобиями, но и с другими психическими расстройствами (аутизм и т.п.);
- рациональная фармакотерапия. Если не удалось справиться с недугом вышеуказанными способами, то назначается нейропротективные (Пантогам, Цераксон, Глиатилин, Нейроксон, Ноохолин) и седативные (настойка Валерианы, Пиона, Пустырника, чай из Перечной мяты, Персен, Глицин) средства. Первые помогают восстановить нормальные физиологические процессы в клетках мозга и таким образом повлиять на эмоционально-волевую сферу. Вторые обладают непосредственным успокаивающим эффектом.
В случаях, когда испуг спровоцировал развитие тяжёлых патологий (эпилепсия, депрессия), врач может прибегнуть к назначению противосудорожных препаратов (Карбамазепин, Ламотриджин), транквилизаторов (Диазепам) и антидепрессантов (Флуоксетин, Сертралин).
Довольно спорным остаётся вопрос гипнотических вмешательств, которые, как многие считают, являются панацеей от всех болезней. Влияние различного рода внушений на психику до сих пор досконально не изучено. Поэтому не стоит рисковать здоровьем малыша, записывая ему на подкорку непонятную информацию.
Нетрадиционные методы
Пытаясь выяснить, как лечить испуг у ребенка всевозможными заговорами, нашёптываниями, выливанием воска и тому подобными «шаманскими» ритуалами, родители рискуют сильно усугубить психическое расстройство у детей. Подействовать данные методы могут только на особо впечатлительных мам и пап. Маленьким пациентам подобная «терапия» принесёт лишь вред, так как заболевание останется и будет со временем усугубляться.
Профилактика
В качестве профилактики ночного страха или кошмара также следует родителям перед сном беседовать с детьми о чем-то приятном и спокойном, возможно, читать хорошие сказки.
То, каким будет будущее ребенка, зависит только от Вас. Если не вылечить испуг, то он трансформируется в фобию, которая останется надолго и принесет еще больше трудностей.
Успокоить, поддержать, обезопасить. С Вашей заботой, лаской, любовью и помощью малыш вырастет здоровым и счастливым человеком!
Посмотрите видео
Если Вам понравилась эта статья, то расскажите о ней знакомым, подписывайтесь на мой блог и следите за новостями!
Общее понятие о тиках
Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.
Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.
На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:
- внутренний дискомфорт;
- чувство тревожности;
- психическое напряжение.
При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же получает явное облегчение.
Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.
Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Причины
Более взрослый малыш способен самостоятельно сказать о том, что его напугало, поэтому выявить причину стресса в таком случае проще. Во время грудного периода необходимо внимательно наблюдать за поведением ребенка. Причины испуга могут быть самыми разнообразными, так как детская психика довольна хрупка и может очень остро реагировать на любые раздражители.
Спровоцировать испуг могут следующие ситуации:
- необоснованно строгие требования к малышу;
- животные, особенно устрашающего вида;
- различные стрессовые обстоятельства;
- резкий внезапный звук или крик кого-либо из родителей;
- природные явления, так какие как гром, гроза и т. д.
Все внезапные ситуации, которых ребенок не ожидает, могут вызвать у него сильный испуг
Особенно это касается младенцев, – все контактные с ним движения и действия осуществляют максимально осторожно и малыш должен быть к ним готов