Логоневроз (заикание)

Причины и проявления заикания

В возрасте 2 – 5 лет формируется функция речи. Воздействие любых неблагоприятных факторов может нарушить нормальное развитие и привести к заиканию. Чаще всего провоцируют это состояние испуг, нервное потрясение, перевозбуждение. Также имеет значение наследственная предрасположенность. Играют роль чрезмерно строгое воспитание ребенка, факты физического и психологического насилия в семье. В пубертатном возрасте к заиканию могут приводить сбои в эндокринной системе, перегрузка и истощение в процессе учебы, экзаменов, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Болезнь характеризуется прогрессирующим течением. Периоды нормальной речи укорачиваются, проблемной – удлиняются. Чем больше человек нервничает по поводу заикания, тем более явными становятся симптомы. В результате появляется страх общения и контактов с людьми, пациент замыкается в себе, не может справиться с психологическими проблемами.

Причины заикания

Существуют факторы, способствующие возникновению заикания, прежде всего, это:

  • наследственность (невропатическая отягощенность родителей, врожденная слабость речевого аппарата);
  • невропатические особенности самого человека (повышенная тревожность, раздражительность и т.д.);
  • нарушения деятельности головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • недостаточное развитие моторики, мимики и артикуляции;
  • психологический дискомфорт, дефицит  позитивных эмоциональных контактов со взрослыми;
  • неправильные речевые привычки (речь на вздохе, слишком быстрая речь и т.д.)

Всё это создаёт благоприятные условия для развития заикания, но обычно оно начинается в результате воздействия провоцирующего фактора – толчка, непосредственно его вызывающего. Таким толчком могут быть:

  • травмы, органические нарушения мозга;
  • истощение нервной системы (например, в результате инфекционных заболеваний);
  • психическая травма (сильный испуг);
  • педагогические ошибки (переучивание леворукости, перегруз абстрактными понятиями или сложными речевыми конструкциями);
  • подражание заиканию.

Причины логоневроза

Причинами логоневроза могут быть тяжело перенесенные ребенком инфекционные заболевания, некорректная работа эндокринной системы; нарушения в работе ЦНС, возникшие во время внутриутробного развития, родовые травмы. Также встречаются случаи несвоевременного введения второго языка еще до того, как ребенок освоил родной. Но чаще всего причина кроется в детских страхах, нервных потрясениях, психических срывах. Неправильно выбранная родителями методика воспитания ребенка: неоправданно завышенные требования, излишняя строгость, противоречия в суждениях родителей, отсутствие ласки и заботы, постоянный стресс.

Лечение заикания

Терапия речевых
дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском
возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений
недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они
должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические
расстройства.

Лечение делится
на несколько этапов:

  1. Полная
    диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и
    сопутствующий неврологические проблемы.
  2. Совместная
    работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются
    речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  3. Реабилитация и
    закрепление.

Для коррекции
используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а
также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.

Остеопатия и заикание

Лечебные процедуры, направленные на укрепление нервных процессов в мозге положительно влияют на динамику лечения. Поэтому остеопатические методы должны входить в комплексную терапию.

Основное воздействие:

  • Устранение мышечного спазма и судорог.
  • Снятие общего возбуждения и расслабление.
  • Коррекция нервных рефлексов.

Нередко основа заикания лежит в нарушении правильного сокращения диафрагмы. Врач-остеопат поможет устранить патологию, наладив дыхание, которое играет важную роль во время речи.

В качестве дополнительной терапии для лечения заикания можно рекомендовать акупунктуру. Она воздействует на биологически активные точки, влияя на состояние речевого аппарата.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

 А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Признаки, что нужна помощь профессионалов

Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица — речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?

6 симптомов хронического заикания

Некоммерческая организация «The stuttering foundation» уже шестьдесят лет занимается проблемой заикания у детей. На сайте организации указаны симптомы хронического заболевания, и мы хотим ими поделиться.

  1. Вы заметили, что заикание появилось у ребенка в возрасте трех с половиной лет;
  2. Проблемы с речью продолжаются уже около шести месяцев;
  3. У ребенка есть другие проблемы с произношением звуков, ему сложно выговаривать некоторые буквы;
  4. Речевые навыки ребенка развиваются с явной задержкой и нарушениями;
  5. Кто-то из членов семьи заикался в детстве;
  6. Ваш ребенок — мальчик. Хроническое заикание в дошкольном возрасте больше распространено среди мальчиков.

Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.

7 способов избавиться от заикания в домашних условиях

Разговаривайте с ребенком в неспешной манере и при общении делайте четкие паузы между словами. Терпеливо выслушивайте фразы ребенка до конца. Как это поможет? Ваш ребенок увидит, что вы не пытаетесь торопить его речь. Вы внимательно слушаете каждое слово и готовы ждать сколько ему потребуется. Как только ребенок поймет, что ему не нужно спешить и вы принимаете его речь, какая она есть, он прекратит спешить и волноваться. От волнения дети заикаются еще больше. Поэтому создайте для ребенка комфортную атмосферу, в которой он будет чувствовать себя спокойно и расслабленно. Чем меньше ребенок будет переживать и волноваться, чем лучше будет его речь.
Не задавайте много вопросов. Когда взрослые задают ребенку вопросы, его волнение увеличивается. Позвольте ребенку больше говорить в свободной форме

Когда он выражает свое собственное мнение, он чувствует себя увереннее, нежели, когда отвечает на поставленные вопросы.
Показывайте внимание к словам ребенка также с помощью жестов и мимики. Открытая поза, дружеский и внимательный взгляд помогут ребенку понять, что его слушают

Ребенок почувствует себя спокойнее, раскрепощённые и будет высказывать мысли без стеснения и боязни быть непонятым.
Поощряйте фразы ребенка, которые произнесены без заикания. Похвалите его за беглую и понятную речь. Например, скажите: «Как здорово, что эту фразу ты сказал без заикания! Попробуй сказать следующее предложение точно также». Главное, укажите за что именно вы его хвалите. Тогда ребенок будет стараться совершенствоваться в этом направлении.
Начните с коротких предложений. Предложите ребенку выражаться краткими фразами, при этом говорить их без заикания. Пускай по началу предложения будут простыми, зато ребенок научится говорить их без речевых дефектов. Постепенно предлагайте увеличить размер предложений. Так ребенок будет говорить все больше фраз без заикания.
Пойте вместе или растягивайте слова на манер песни. При растягивании слов ребенок учится контролировать заикание и дольше произносить слова без помех. Выберите несколько простых мотивов, которые понравятся ребенку. Два раза в день будет достаточно. Встречайте утро с песней, также пропевайте фразы и отдельные слова вечером.
Создайте между вами и ребенком атмосферу понимания и сотрудничества. дайте ребенку понять, что вы ни в коем случае не осуждаете речевой недостаток. И расскажите, что это возможно исправить, нужно лишь приложить усилия. Установите доверие с ребенком, чтобы вместе идите по пути исправления недостатка.

Помните, что заикание — это недостаток речи, который исправляется

Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость

Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте

Главное, чаще общайтесь с ребенком и вместе обсуждайте речевой недостаток. Дайте ему понять, что здесь нечего стесняться. Не существует идеальных людей. А такой недостаток, как заикание можно исправить, приложив немного усилий.

Удачи вам!

Метки: навыки ребенка

Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно

Механизм формирования

В основе возникновения лалоневроза лежит появление мышечных судорог органов, отвечающих за речеобразование. К этим органам относят:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • гортань.

В процесс также вовлекаются мышцы лица.

Причиной судорожных сокращений мышц речедвигательного аппарата становятся патологические процессы, возникающие в головном мозге.

Нормальную работу высшей нервной деятельности обеспечивает гармоничное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга. По ряду причин эта гармония может нарушаться, приводя к гипервозбуждению или преобладанию торможения в центрах речи. Незрелые, незащищенные речевые области у детей подвергаются такому воздействию в первую очередь, приводя к заиканию. Подобная подверженность также связана с отсутствием у детей тормозных условных рефлексов, что приводит к повышенной возбудимости и ее распространению.

В мозге существуют специальные нервные центры, отвечающие за речевую активность. Самые значимые из них:

  • центр Брока – голосовой, самая крупная речевая инстанция мозга. Приводит в работу мышцы и связки, формирующие речевую активность;
  • центр Вернике – слуховой. Участвует в распознавании собственной и чужой речи;
  • ассоциативный центр – анализирует сказанное и дает команду голосовому центру действовать.

Получается, что все три очага работают по кругу. Под действием голосового центра мы произносим фразу, при этом активизируется слуховой центр, заставляющий ассоциативный анализировать информацию. После анализа он позволяет снова включиться в работу голосовой области.

Это слаженный механизм, действующий строго и четко. Проблема возникает, когда изменяется скорость работы центров. Чаще всего это происходит из-за гипервозбуждения центр Брока. Увеличивается скорость его действия, что влечет за собой размыкание круга. Возбуждение переносится на близлежащие двигательные отделы коры мозга. Это приводит к появлению судорог. Затем голосовой центр расслабляется, круг снова замыкается.

Другая причина кроется в нарушении деятельности стриопаллидарной системы. Данная система отвечает за сокращение и расслабление мышц или за поддержание нормального мышечного тонуса и его перестройку. Если в ее работе происходит сбой, то это приводит к дисбалансу тонуса артикуляционных, дыхательных, голосовых мышц, вызывая их спазм. Они находятся в постоянном напряжении, что не может не отразиться на качестве речи.

Еще одна причина заикания – борьба между правым и левым полушариями мозга. Первое  отвечает за ритмичную, четкую речь, тогда как второе – за аритмичную. В норме правое полушарие должно подчиняться левому, но у заик они развиты одновременно хорошо, из-за чего вступают в конкуренцию. Нарушение закономерности их взаимодействия влечет за собой сбивчивость речевого ритма.

Массаж

Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:

  • зону шеи;
  • область верхнего плечевого пояса;
  • мимическую мускулатуру;
  • мышцы губ, языка;
  • зона гортани.

Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.

Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.

Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.

Преимущества лечения логоневроза в нашей клинике

  • «Тибет» – клиническая база ФГАОУ ВО Первый МГМУ
    имени И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)
    .
  • Лечение  в «Тибете» проводят более 30 врачей с высшим медицинским образованием, в совершенстве владеющих методами восточной медицины. Наши специалисты
  • Клиника «Тибет» работает 10 лет. За это время более 5 500 пациентов прошли у нас успешное лечение.
  • Эффективность наших методик подтверждается фактами. Позитивные результаты при лечении логоневроза достигаются в 95-98% случаев.
  • В «Тибете» действует уникальная система контроля качества лечения.
  • Клиника «Тибет» — лауреат престижной европейской премии «Aurora Beauty&Health», победитель в номинации «Лучшая клиника восточной медицины».

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период.

Конечно, преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, а также от возраста ребенка. При заикании, развивающегося на почве врожденного отягощений или приобретенного вследствие перенесённых болезней, прогноз менее благоприятно. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Предыдущая статья
Move mobility

Следующая статья
Что делать, если думаешь о суициде?

Поделиться

Типы заикания и ранние признаки недуга

В основе всех
разновидностей заболевания лежит судорога. В момент произнесения слов
происходит спазм мускулов челюсти, языка, гортани. Такое кратковременное
влияние провоцирует многократное повторение или запинание речи ребенка.

Выделяют 2 типа
заикания:

  1. Клонический – во
    фразах появляются «клоны», частое повторение звуков, слогов или же их
    растягивание. Например, мммммама, лололололошадка
  2. Тонический –
    длинные паузы между слогами (пар…овоз, м….ама).

К судорожным
сокращениям речевого аппарата нередко присоединяются подергивания лица и даже
конечностей, как компенсаторная попытка преодолеть барьер заикания. Опасность
недуга усугубляется развитием в последующим логофобии – панической боязни
разговаривать. Если не корректировать проблемы с речью на начальных этапах, то
в старшем возрасте присоединяются психологические и социальные проблемы.

Как распознать
заикание на ранних этапах:

  • Появление в речи ребенка многократных повторов слов.
  • Вытягивание звуков.
  • Резкое изменение громкости речи.
  • Избегание общения.
  • Напряженность мускулов шеи, губ, лица.

Особенно стоит
обратить внимание если проблемы с речью у малыша начинаются во время волнения
или появляются запинки в начале слов или предложений. Факт: Нередко
заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических
поражениях мозжечка (атаксия)

Такая речь отличается отрывистостью, паузами
между слогами, а также «проглатыванием» звуков

Факт: Нередко
заикание путают со скандированной речью, которая возникает при органических
поражениях мозжечка (атаксия). Такая речь отличается отрывистостью, паузами
между слогами, а также «проглатыванием» звуков.

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Лечение

Навсегда избавится от дефекта можно только в детском возрасте. У взрослых процесс будет длительным, трудным и не гарантировать долговременного результата. Здесь сказывается сила привычки, ведь мозг настроен на постоянное заикание.

К терапии нужно подходить комплексно. Только занятия с психологом или логопедом улучшат речь, но не помогут вылечить недуг. Для лечения необходимо обратиться еще и к невропатологу, остеопату и физиотерапевту.

Этапы коррекции заикания:

  • Установление причины и полное обследование.
  • Коррекционно-педагогическая работа – должна включать в себя артикуляционную гимнастику, логопедические упражнения и психологическое воздействие.
  • Оздоровление организма в целом.
  • Реабилитация и закрепление результата лечения.

Процесс восстановления ритмики речи длителен и требует регулярных занятий. Родитель должен поддерживать ребенка, говорить ласково и медленно. Необходимо ограждать ребенка от стрессовых ситуаций и условий, которые привели к заиканию. Повторение нервного напряжение может привести к рецидиву.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector