Кратковременная и долговременная память: 6 шагов, как улучшить способности мозга

Общие характеристики

У разных людей кратковременная (механическая) память развита по-разному. Она может работать без процесса мышления. Если объем памяти ограничен, то происходит естественный процесс замещения: когда человек получает новую информацию, старая тут же стирается в его мозге.

КВП является эдаким информационным санитаром. Информация перерабатывается, а потом ненужная отсеивается. Автоматически не допускается «переполнение» памяти в целом, долговременная память не страдает. Получается, что без КВП долговременная не сможет надежно работать. В долговременную попадает только та информация, которая была изначально переработана мозгом в кратковременной памяти.

Чтобы кратковременная память хорошо работала, необходимо поддерживать ее активность. Стоит выполнять упражнения, которые будут направлены на развитие кратковременной памяти

Для улучшения памяти необходимо направлять свое внимание на запоминание определенной картинки или различных данных. Нельзя при этом отвлекаться на другие объекты

Свойства кратковременной памяти прямо пропорциональны деятельности человека. На нее накладываются также цели и мотивы поведения. Если человек вынужден постоянно выполнять одни и те же манипуляции, которые вызывают мучения, или на него постоянно воздействует неприятный раздражитель, это не значит, что все эти нежелательные события отложатся в долговременной памяти индивида. Наоборот, лишенная смысла информация (раздражитель) будет отсеяна из-за того, что в сознании может включиться торможение. Тогда перевода негативной информации в долговременную память не произойдет.

КВП и ДВП работают совершенно независимо друг от друга. Особенно это видно тогда, когда индивид страдает ретроградной амнезией. В этом случае напрочь вычеркиваются неприятные события, произошедшие с ним, а события из далекого прошлого остаются в сознании.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти.

Объём

Данный параметр учитывает оптимальную сумму хранящихся в голове данных. Этот параметр определяется только для взрослого человека. Принято считать, что оптимальный объем кратковременной памяти имеет средний показатель, равный 7 элементам. Однако могут происходить и некоторые колебания в меньшую или большую сторону в виде двух элементов.

Конечно, лучше иметь средний либо высокий показатель. Это будет говорить о довольно хорошей кратковременной памяти. При снижении показателя ниже 5 элементов происходят нарушения, которые необходимо исправлять путем лечения.

Д. Миллер сделал открытие, объяснив, что по мере обучения вышеуказанные элементы способны объединяться в блоки. Многие люди перерабатывают сразу два блока информации. Например, водитель может вести машину и одновременно разговаривать с попутчиком.

Фильтрация

Как уже говорилось выше, краткосрочная память нужна для того, чтобы отделять нужную информацию от ненужной, а потом удалять последнюю. Ненужная информация окружает нас повсюду, и если она будет полностью усваиваться сознанием, то человек потеряет ориентацию в окружающей среде. Например, если индивид будет воспринимать и надолго запоминать посторонние звуки и картинки, то основная информация просто уйдет в никуда.

Во время лекции студент внимательно слушает лектора и запоминает только учебный материал. А посторонние вещи в виде клаксона автомобиля или цвета одежды лектора автоматически отсеиваются в его сознании.

Перевод в долгосрочную память

Гиппокамп – это основа, где находится один из главных центров памяти. Учтите, что память сама по себе разная. Гиппокамп задействуется тогда, когда человеку необходимо заучить определенный путь на путевой схеме или определить расположение нужных объектов.

И тем не менее в гиппокампе сведения не остаются надолго, так как эта часть считается кратковременным хранилищем. Здесь просто происходит переход кратковременной памяти в долговременную. Именно так знания перемещаются из гиппокампа в другие зоны головы. Для того чтобы данный процесс прошел успешно, человек должен погрузиться в сон: только процесс сна может дать электроволны во время медленного засыпания, без чего полученная ранее информация просто исчезнет.

В гиппокампе не остаются воспоминания событий, произошедших в персональной жизни индивида. Такие воспоминания быстро перемещаются в периринальную кору. И здесь происходит превращение кратковременной памяти в долговременную.

Вывод один – гиппокамп нужен для консолидации памяти. Он работает, когда человек спит. Вот почему некоторые люди могут несколько раз перед сном прочитать стихотворение, а наутро пересказать его наизусть.

Кратковременная слуховая память

Кратковременная слуховая память связана с фиксированием, хранением и воспроизведением слуховых образов. Она является одной из разновидностей образной памяти. Ещё в 1960 году результаты экспериментов доказали, что слуховая память – одно из главных условий сохранения и воспроизведения вербальной информации (Джордж Стерлинг, американский когнитивный психолог).

Есть специальные тесты на кратковременную память, методики, позволяющие оценить объём слуховой памяти, но они актуальны прежде всего для оценки уровня готовности ребёнка к обучению в школе.

Для тренировки слуховой и ассоциативной памяти у ребёнка можно использовать игру «Опиши меня». Для этого взрослый называет какой-либо предмет или животное, а ребёнок должен представить его и назвать разные его вид, признаки, действие, особенности, звуки. Например: котёнок – маленький, тёплый, пушистый, шерстка длинная, густая, может мурчать вот так: «Муррр». Может мяукать вот так: «Мяу».

Взрослым рекомендуется научиться прислушиваться к звукам, окружающим нас и воспринимаемым как фон. Попробуйте выделять их по отдельности и мысленно повторять, стараясь быть как можно точнее

Это тренирует и внимание, и слуховую память

Очень эффективны занятия на игровых тренажёрах онлайн . Так, благодаря занятиям на тренажёре «Звукварь» улучшается способность удерживать звуковую информацию и развивается музыкальный слух. Регулярные пятнадцатиминутные занятия приносят ощутимые результаты.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время

Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия  —  при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы —  психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение  —  мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти —  запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов

Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

Метод восстановления окружающей обстановки

Когда в детстве вы что-либо теряли, мама говорила пойти туда, где вы видели этот предмет в последний раз, и была совершенно права. Это явление наука называет контекстно-зависимой памятью: на память оказывает огромное влияние окружающая обстановка, и восстановление условий, в которых вы запомнили утерянную вещь, может натолкнуть вас на мысль, где она могла быть оставлена или утеряна — это работает и при механизме запоминания.

Например, когда аквалангистам в воде сообщают какую-то информацию, им гораздо легче будет вспомнить её, именно находясь в воде. Контекстно-зависимая память также предполагает, что вещи, зафиксированные в памяти в состоянии алкогольного опьянения, гораздо легче потом вспоминаются именно «под мухой».

Нейроанатомия рабочей памяти

Для проверки модели многокомпонентности рабочей памяти, предложенной Бэддели, достаточно поместить человека в МРТ-сканер и дать ему тесты на пространственную память и на запоминание цифр. Ученые, разумеется, сделали это.

Практически для каждого из тестов на рабочую память (а их гораздо больше, чем описано в статье) ученые обнаруживали активацию префронтальной коры мозга. Это передняя лобная доля мозга, которая в науке ассоциируется с сознательным контролем нашей деятельности. Отсюда возникает догадка: если префронтальная кора активна, когда мы в сознании, то, может быть, рабочая память — это и есть сознание? Или по крайней мере его часть? Если так, то наша память в текущий момент может стать ответом на вопрос: что же такое сознание? Однако данная научная дискуссия еще не завершена и ответ не найден.

Так как префронтальная кора активируется чаще всего, это может указывать на то, что она отвечает за работу центрального процессора — главного компонента рабочей памяти.

Источник

Позднее Тор Вагер и Эдвард Смит показали, что если мы запоминаем упорядоченную информацию, то активируется не только префронтальная, но и теменная кора

Эта же доля мозга активируется в тот момент, когда нам необходимо контролировать наше внимание. Выходит, внимание может быть частью рабочей памяти

Мозг может контролировать внимание, фокусируясь на важной информации, которая содержится в разных его зонах. А затем эта информация поступает в префронтальную кору для обработки

В таком случае теменную кору можно приравнять к эпизодическому буферу.

Источник

По итогам многочисленных исследований ученые сделали вывод, что нет единой зоны мозга, ответственной за рабочую память. Есть разные участки, которые активируются при разных задачах, некоторые — чаще, некоторые — реже. И активируются они совместно с какими-то другими. Обобщая результаты, ученые постулировали, что важна не какая-то конкретная зона в мозге, а нейронная сеть, объединяющая целый ряд областей. Для рабочей памяти такая сеть включает префронтальную и теменную кору. Отсюда ее название — префронтально-теменная сеть.

Зная локализацию рабочей памяти в мозге, а также понимая тот факт, что чем больше ее объем, тем выше качество жизни, ученые пытаются найти способы воздействовать на мозг, чтобы повысить когнитивную эффективность.

В науке и образовании выделяются два основных пути влияния на объем рабочей памяти, хотя бы на короткое время. Первый путь — улучшать рабочую память с помощью «когнитивного тренинга». Для этого ученые разрабатывают специальные задачи и тренируют память, словно мышцы в тренажерном зале. Зачастую специальными задачами являются те, которые используются для проверки объема рабочей памяти.

Второй путь называют нейроразгонкой. Для нее используются технологии, которые уже показали себя как надежный способ влиять на головной мозг (в случае депрессий, например). Одна из таких технологий — стимулирование мозга слабым постоянным или переменным электрическим током, то есть транскраниальная стимуляция. Было проведено множество исследований, которые показали положительное влияние данного метода на эффективность решения задач для рабочей памяти. Суть экспериментов сводилась к тому, что на голову участников крепили электроды и через них подавали слабый ток к конкретной зоне мозга. Для рабочей памяти это теменная и префронтальная кора.

Источник

Однако в научных журналах можно найти и множество статей о том, что в результате использования данной технологии улучшения не были зафиксированы.

Как улучшить память у детей?

Развитие памяти у ребенка возможно с помощью тех же самых упражнений, игр и тренажеров, на которых занимаются взрослые люди. Если речь идет о ребенке младшего школьного возраста и старше – смело предлагайте ему вышеперечисленные варианты занятий, которые позволят улучшить скорость, качество и длительность запоминания.

Однако для деток младшего возраста разрабатываются специальные игры, которые можно найти в интернете или скачать на смартфоне. Кроме того, существует множество специально адаптированных упражнений для ребенка, учитывающих особенности мозговой деятельности малыша. К таким особенностям относятся:

Развитие любого интеллектуального навыка ребенка тесно связано с непроизвольным вниманием. Суть в том, что деток младше 7 лет тяжело заставить делать то, что им не интересно

Именно поэтому упражнения, игры и задания должны быть яркими, захватывающими.

У маленьких детей плохо развита мелкая моторика, что нужно учитывать при проведении занятий с применением навыков рисования или письма. Можно развивать мелкую моторику одновременно с памятью.

Не нужно заставлять малышей заниматься насильно, так как это навсегда убивает интерес к тренировкам и выполнению упражнений.

Тренировка должна вовлекать воображение и образное мышление ребенка.

В возрасте 2-3 года и младше не стоит загружать малыша знаниями, которые должны сохраняться длительное время, так как именно к этому моменту завершается развитие гиппокампа, отвечающего за долговременную память.

Родителям не стоит забывать, что ребенок имеет меньшие ресурсы мозга и способен поддерживать внимание кратковременно. Особенно, это касается маленьких деток

Поэтому занятия по улучшению памяти должны быть частыми, можно даже несколько раз в сутки, но не длительными.

Следует помнить, что память относится к тем когнитивным навыкам, которые требуют непрерывных тренировок. В противном случае умение запоминать, хранить и воспроизводить информацию постепенно начнет ухудшаться. Память нужно напрягать даже для поддержания навыка на достигнутом уровне. Для этого используются простые ежедневные упражнения, не требующие больших временных затрат.

Для разных возрастов применяются различные эффективные методики развития и сохранения памяти. Пик навыка приходится примерно на возраст 25 лет. Поэтому в подростковом возрасте можно активно совершенствовать память, а пожилым людям нужно направить усилия на поддержания навыка на высоком уровне. И хотя развитие памяти не прекращается никогда при условии, что человек систематически занимается, в молодом возрасте потенциал гораздо больше.

Что такое кратковременная память: ее важность

Краткосрочную память можно сравнить с оперативной памятью компьютера — обе задействованы во множестве ежедневных процессов, а при выключении в конце рабочего дня данные стираются. Она является инструментом для хранения оперативно поступающей информации в течение дня и способна сохранять одновременно 5-7 объектов — цифр, слов и пр. В отдельных случаях показатель снижается до 4 или увеличивается до 9 объектов. Как правило, информация хранится короткий промежуток времени — до нескольких минут.

Краткосрочную память можно и нужно развивать, поскольку существует тесная связь с интеллектом: человек, тренирующий ее, является более развитым и в интеллектуальном плане.

Хотя такая память неустойчива и помогает разве что в обычных бытовых делах, серьезные проблемы с ней могут сильно мешать человеку в жизни.

От качества ее работы зависит оперативность обработки и анализа входящих данных, анализа ситуаций и принятия решений в течение дня.

Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?

В ходе исследований учёные выяснили, что улучшает память и работу мозга, а именно два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.

Показатели активности:

  • Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.
  • Связь запоминания материала с эмоциями.
  • Включение запоминания в процесс деятельности.

Показатели осмысленности:

  • Структурирование запоминаемой информации.
  • Установление логических связей между частями материала.
  • Самоконтроль в процессе запоминания.
  • Неоднократное повторение.

Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:

  1. Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.
  2. Понимание смысла изучаемого материала.
  3. Анализ информации.
  4. Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.
  5. Обобщение.
  6. Запоминание обобщенного материала.

Что такое память?

Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.

Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

  • Сенсорная память – подразумевает под собой совокупность некоторых отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и сенсоров, которые принимают, обрабатывают и передают полученный сигнал в кратковременную память. Согласно мнению ученных, весь процесс на этом этапе длится в течение нескольких секунд.
  • Кратковременная память – это как буфер обмена, если вы компьютерщик, то можно выразится что это «оперативная память», которая хранит в себе только насущную, полезную на ближайшее будущее информацию, которую она передает в долговременную память. Весь «мусор» хранится недолго, после чего выбрасывается.
  • Долговременная память – выполняет функции получения, обработки и хранения информации.

Как происходит процесс запоминания

В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове

Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей

Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.

Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

ВЫВОДЫ.

  1. Объем КП для использованных в исследовании одномерных алфавитов варьирует несущественно. Несколько более низкие показатели объема КП для алфавита «пространственная ориентация» могут быть объяснены трудностью усвоения искусственной системы кодирования, выбранной для этого признака.
  2. С увеличением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП, выраженный в символах, уменьшается вдвое, объем КП, выраженный в двоичных единицах, напротив, возрастает.
  3. При изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов (в соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского), а в двоичных единицах.
  4. избыточность признаков кодового алфавита (т.е. наличие в нем скоррелированных параметров) нецелесообразно, т.к. не способствует увеличению продуктивности запоминания и приводит к незначительному снижению объема КП (в символах и двоичных единицах) по сравнению с одномерными алфавитами.
  5. Критическая длина ряда, при которой достигается максимальный уровень переданной информации, составляет для одномерных алфавитов 5-6 символов, для двумерных — 4 и трехмерных — 3 символа. Но при этом количество переданной информации гораздо выше для многомерных алфавитов.
  6. При оперировании многомерными алфавитами в КП вербальное описание играет вспомогательную роль. Основным средством запоминания является перцептивная организация материала и оперирование зрительными кодами.
  7. В процессе кратковременного запоминания многомерных визуальных стимулов испытуемые не оперируют целостными образами, а вычленяют в структуре многомерных сигналов отдельные параметры. При этом объем КП, измеряемый числом параметров стимулов, подлежащих запоминанию, измеряется числом 7±2, а объем КП, измеряемый числом целостных стимулов, колеблется в пределах 5±2.

Результаты исследования позволяют предположить, что кратковременная память обладает подвижной системой различных кодов: вербальных, зрительных, двигательных, семантических. Преимущественное использование одного из этих кодов при запоминании и сохранении того или иного материала определяется объективными условиями деятельности и индивидуальными особенностями субъектов деятельности. Возможно, что в экстремальных условиях деятельности (жесткий временной режим, большое количество информации на входе) процесс переработки информации осуществляется с использованием различных кодов. Таким образом, различные коды кратковременной памяти могут служить своеобразным «стратегическим резервом» в сложных условиях деятельности. Можно предположить также, что сформированность, гибкость системы кодов кратковременной памяти, возможность быстрого перехода от одного кода к другому (или другим) определяют уровень эффективности функционирования кратковременной памяти и индивидуальные различия в ее характеристиках.

  1. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // В кн.: Инженерная психология. — М.: Прогресс, 1964.
  2. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // В кн.: Проблемы инженерной психологии. — Л.: Изд. — ЛГУ, 1965. — Вып.3.
  3. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  4. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. — Душанбе, 1974.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector