Праздник непослушания, или кризис одного года

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители

Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Кризисы взросления

Что вы можете ещё предложить малышу?

Конечно, творческий подход, своё чувство юмора и умение играть и веселиться. С такими волшебными качествами можно враз разрешить любую проблему, превратив её в игру. Малыш не хочет надевать рубашечку? Сыграйте с ним в «магазин» и предложите купить какую-нибудь из рубашечек, разложенных перед ним в ряд.

Иметь право выбора — это очень важно, и ваш маленький обязательно оценит это доверие

Не хочет надевать подгузник или фартучек? Наденьте что-то похожее на плюшевого зайчика, пусть он покажет малышу пример. Очень могут помочь и развивающие игры

Пирамидки, матрёшки, конструкторы — всё это даст выход кипучей энергии и поможет переключить внимание крохи

Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
Постоянно общайтесь с крохой

Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел

Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Детский интерес к предметам быта может привести к травме. Убрать все опасные предметы из поля зрения малыша невозможно

Важно понимать, что опасность для ребенка кроется не в самом предмете, а в том, что малыш без контроля взрослого берет эту вещь

Полноценная картина о мире будет складываться у ребенка только тогда, когда он будет знакомиться со всеми его предметами и явлениями, в том числе и с опасными. Но делать это нужно только вместе со взрослым и под его контролем.

Лишь приблизив руку ребенка к огню, чтобы он почувствовал его температуру, получится объяснить малышу опасность пожара. Только аккуратно прикоснувшись к острому лезвию ножа, ребенок поймет, что этим инструментом можно пораниться.

При таком подходе малыш на подсознательном уровне понимает, что нужно быть осторожным. Через тактильные ощущения в мозг передается сигнал об опасности.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения

Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка

Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение

Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому

Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Юношеский кризис (кризис 17 лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности

В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям

Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах

Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения

Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться

Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Признаки кризиса

Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
Ребёнок постоянно требует внимания

Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Литература

  • Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  • Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.

Причины

В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Кризис 3-х лет

Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.

В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!

Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.

Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.

Признаки кризиса 3-х лет:

  • Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
  • Ежедневные проверки рамок дозволенного;
  • Истерики по поводу и без него;
  • Слово «нельзя» перестало работать вообще;
  • Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
  • Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
  • Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
  • Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.

Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.

Совет!Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит

Кризис трех лет надо просто переждать.

Мои рекомендации

Новообразования психики на пороге новых этапов онтогенеза сопряжены с кризисами. Это нормально. Родителям нужно запастись терпением: пройдет немного времени, и все наладится.

Не стоит ругать малыша за негативные поведенческие реакции в период кризиса. Психологическая практика показывает, что это неэффективно. Альтернативой этому служит доверительное общение, разъяснение ребенку сути эмоциональных состояний. Малыш успокаивается, когда видит ,что мама понимает его чувства и разделяет их.

Легче преодолевают кризисы те дети, родители которых поощряют их самостоятельность. Начиная с самостоятельности в одевании и умывании, родители постепенно формируют у ребенка уверенность в себе, инициативность и любовь к порядку.

Если взгляды родителей на воспитание совпадают, супруги спокойно относятся к кризису, то его протекание будет безболезненным для семьи.

Кризис 7-ми лет

Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

Признаки этого кризиса:

  • Начал кривляться, манерничать;
  • Активно вступает в спор с родителями;
  • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
  • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
  • Подражание поведению и манерам взрослых;
  • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
  • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
  • Появление самостоятельных занятий.

Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

Совет!Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.

В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

Разрешайте спорить с вами.

Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

Кризисные и стабильные периоды развития

Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.

Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.

Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.

Общие признаки кризиса:

  • Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
  • Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
  • Все, что работало раньше, перестает действовать;
  • Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.

Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:

  • Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
  • Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
  • Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
  • Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
  • Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
  • Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.

Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.

Рекомендации родителям

В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.

Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее:

вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.

Симптомы кризиса

В исследовании С. Ю. Мещериковой были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса первого года жизни – это прежде всего гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребёнок становится излишне капризным, проявляются трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребёнок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку делает то, что раньше делал при посредничестве родителей, если же они это делали за него. С другой стороны, зачастую ребёнок отказывается делать то, что раньше послушно выполнял. Ребёнок проявляет упрямство, настырность, требует к себе большего внимания. Он начинает бурно реагировать на замечания взрослых.

Впервые встречаясь с запретами, он будет пытаться их нарушить или обойти. Бывает, что разрешения и запреты даются ребёнку непоследовательно: вчера было можно, а сегодня нельзя; мама разрешает, а папа запрещает и т. д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребёнка, который ещё не может понять всей сложности и противоречивости окружающего мира.

Во время кризиса первого года жизни заметно изменяются и нарушаются привычные биоритмы, по которым раньше жил ребёнок. Нарушения затрагивают процесс принятия пищи (в частности, чувство голода), смену сна и бодрствования и др. Теперь ребёнок как бы «не соглашается» со своей биологией и пытается ей противостоять, также как противостоят ей новые жизненные обстоятельства.

В попытках более широкого контактирования с окружающим пространством ребёнок проявляет активную речевую деятельность, пусть даже она и находится на автономном уровне; звуковая речь дополняется мимикой и жестами. Ребёнок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что окружающие часто его не понимают. «Слова» детской речи формируются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать и другие предметы, как-либо связанные с исходным. Например, одно и то же «слово» может обозначать и кошку, и любую шерстяную ткань или предмет, и все острые предметы (потому что они царапаются, как кошка). Это демонстрирует формирующиеся интеллектуальные способности ребёнка: он в этом возрасте уже совершает простейшие логические операции (к примеру, находит общие признаки у разных предметов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector